Партнёрские отношения Евразийского союза с ЕС невозможны, пока Европа не станет суверенной: доклад
ИА REGNUM публикует полный текст доклада Института
Уважаемые участники Форума!
Вопрос о перспективах отношений между Евразийским Союзом и Европейским Союзом предполагает два принципиально разных ответа. Все зависит от того, что мы имеем в виду под понятиями "Евразийский союз" и "Европейский союз".
Если мы имеем ввиду организации, которые себя называют себя Европейским союзом и Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС), то ответ очевиден: отношения между этими двумя организациями и двумя бюрократиями - евразийской и европейской - будут неуклонно развиваться, и здесь, с нашей точки зрения нет никаких проблем. Бюрократии для того и существуют, чтобы ездить друг к другу в гости на разные симпозиумы.
Если же под понятиями "Евразийский союз" и "Европейский союз" мы имеем ввиду не организации, а цивилизации - Евразийскую и Европейскую, то здесь возникает масса дополнительных вопросов и новых вариантов ответов. Причем, позиция России и Евразийского союза в данном случае гораздо определеннее позиции Европейского союза.
Евразийский союз это сегодня, по сути, объединение трех государств - Белоруссии, России и Казахстана, которые приняли решение держаться вместе не только в рамках
Что касается Европейского союза, то сегодня это бОльшая часть Европы, но не вся Европа. Это объединение стран с разной экономикой и разными интересами. Главной цивилизационной характеристикой Европейского союза является, с нашей точки зрения, его исчерпанность, а главной внешнеполитической характеристикой - его зависимость.
Цивилизационную исчерпанность Европейского союза мы видим в том, что Европа - в стремлении подменить национальное глобальным - оказалась в значительной степени американизированной. В результате у Европы сегодня нет единой и своей собственной повестки дня. У неё нет сегодня своего собственного тренда цивилизационного развития. В культурном смысле в Европе сегодня повсеместно нарастают противоречия между традиционными национальными культурами отдельных стран, между глобализмом по-американски и новой и все более активной в Европе исламской культурой.
Хорошо известный в этой аудитории американский политолог Сэмюэль Хантингтон в книге "Столкновение цивилизаций", оценивая тенденции развития Западной цивилизации, имея ввиду США и Европу, отмечает: "Куда более важными, чем экономика и демография, являются здесь проблемы падения нравов, культурного суицида и политической разобщенности". Российский политолог и член Экспертного совета Института ЕврАзЭС Владимир Тамак систематизировал процесс расцивилизовывания Европы и обозначил его пятью обобщающими терминами: Десуверенизация, Деполитизация, Денационализация, Десоциализация и Деморализация.
С нашей точки зрения, Европа, в цивилизационном смысле, к началу нового тысячелетия потеряла себя и во многом стала частью глобального пространства, логику развития которого задают, увы, не страны Европы, входящие в Евросоюз, а так называемые силы "нового мирового порядка", наличие которых в 21 веке ни у кого не вызывает сомнений - как не вызывает сомнения и тот факт, что эти силы далеки от ценностей настоящей "свободы" и подлинной "демократии".
Во внешнеполитическом плане Европейский союз - зависимая от внешних сил часть европейской цивилизация. Европейский союз следует в фарватере
Мы с сожалением констатируем: и в 21 веке у многих европейских политиков сохраняется комплекс неполноценности по отношению к России. Но если до второй мировой войны подобных политиков раздражало имперское величие России, после второй мировой войны - её социополитическая самобытность и одержимость, то сегодня некоторых европейских политиков раздражает независимость российской политики, её самодостаточность и суверенность.
Мы признаём, что страны Евразийского союза, как и Европейские страны испытывают зависимость от мировых финансовых организаций и разного рода международных соглашений, которые и вам и нам часто пытаются навязать то или иное решение. Но свою внешнюю политику евразийцы, в отличие от общеевропейцев определяют САМИ. А Европейский союз не волен самостоятельно определять свою внешнюю политику, в том числе и в отношении Евразийского союза. Сегодня США могут беспрепятственно разместить свои системы ПРО и любые другие военные объекты и структуры ЦРУ на территории любой страны Европейского Союза, чтобы угрожать кому угодно, в том числе и Евразийскому Союзу.
Сегодня ни одна страна Евросоюза не в состоянии решить собственные проблемы без разрешения евробюрократии, то есть глобального рынка. Мы видим, что происходит в Греции, в которой народ не волен решать свою судьбу. Мы видим, как жестко евробюрократия оценивает ситуацию в Венгрии и как жестко направляет под свое крыло страны бывшей Югославии. На этом фоне, несмотря на то, что в постсоветских странах бюрократия несомненно более архаичны и коррупционны, чем в странах Европейского союза, в Евразийском содружестве все решения принимаются методом консенсуса. И сегодня невозможно себе представить, чтобы руководство ЕврАзЭС навязывало какой-либо из стран нашего Содружества модель экономического или политического развития.
Позиция наших стран, стран Евразийского союза очень проста: мы хотим развиваться, мы никому не угрожаем и мы хотим сотрудничать со всеми без исключения странами и, прежде всего, со странами Европы. Всем присутствующим хорошо известно, что ни один европеец и ни одна европейская компания или организация, оказавшиеся, например, в России или Казахстане, никогда не подвергались дискриминации. Да, российское руководство никак не избавится от нашей главной беды - дураков-бюрократов, что затрудняет развитие сотрудничества Европы и Евразии, но представители Европы всегда имели и имеют преимущества в странах Евразии по сравнению с коренными гражданами и отечественными компаниями.
Наша позиция, повторю, проста и понятна. У стран же Европейского союза разная и неоднозначная внешнеполитическая позиция, в том числе и по отношению к Евразийскому союзу. В одних странах Европы рады видеть российских граждан и российские кампании, в других европейских странах к людям и компаниям из России относятся настороженно. Но главное: политики большинства стран Евросоюза не могут отвечать за свои слова, потому что находятся под контролем НАТО и организаций глобалистского характера.
В этом смысле партнерские отношения в политическом и цивилизационном плане между Евразийским союзом и Европейским союзом не имеют особой перспективы до тех пор, пока Европа не станет суверенной и на этой основе выработает свою позицию, которая будет совпадать с нашей позицией, направленной на максимальное сближение Европы и Евразии. Но пока Европа не стала суверенной, между отдельными странами Евразийского и Европейского союзов, безусловно, будут развиваться отношения частного характера в экономике, бизнесе, культуре, науке и технологиях.
Президент России
С уважением к участникам Форума,
Директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин
Сопредседатель Института ЕврАзЭС Юрьев Игорь.