Пока Россия усиленно продвигает проект газопровода "Южный поток", по которому планируется доставлять российский газ на европейский рынок, сама Европа мечется среди нескольких проектов газопроводов, стремясь по возможности сократить свою зависимость от российской стороны. Но если российский "Южный поток" вполне реален, то в планах Европы по диверсификации поставок газа есть ряд неопределенностей, не позволяющий однозначно утверждать о жизнеспособности газовых проектов. ИА REGNUM попросило начальника Отдела отраслевой аналитики ФГБУ "РЭА" Минэнерго России Викторию Гимади прояснить ситуацию.

ИА REGNUM: В середине августа Венгрия первой из стран-участниц NABUCCO выдала все необходимые разрешения для реализации своей части газотранспортного проекта, став тем самым страной-трамплином. Одновременно крупнейшая нефтегазовая компания Венгрии MOL неоднократно выражала сомнения в целесообразности присоединения к NABUCCO, намекая на готовность поддержать конкурента в лице Юго-восточно-европейского газопровода - BPSEEP. Чем объясняются подобные колебания венгерской стороны?

- Венгерская MOL весной текущего года действительно выражала явные сомнения по участию в первоначальной версии проекта NABUCCO, что объяснялось чрезмерной, по мнению венгерской стороны, неопределенностью, сложившейся вокруг проекта. Об этом РЭА упоминало в апреле в своем Еженедельном обзоре мировой энергетики и экономики (например, выпуск 5). Тем не менее, к середине августа произошли значительные изменения: во-первых, в мае консорциум NABUCCO предложил укороченную версию газопровода - NABUCCO West; во-вторых, в июне данная версия была выбрана консорциумом Шах-Дениз в качестве приоритетного направления поставок газа в Центральную Европу, от SEEP было принято решение отказаться. Теперь к середине 2013 г. консорциум Шах-Дениз выберет между NABUCCO West и TAP. На текущий момент MOL более не заявляла о выходе из проекта, кроме того, представителями компании было объявлено, что MOL считает проект NABUCCO West достаточно жизнеспособным.

ИА REGNUM: Немецкая компания RWE еще в мае выразила сомнения относительно своего участия в проекте NABUCCO после его превращения в NABUCCO West, то есть резкого сокращения планируемой протяженности газопровода. Может ли NABUCCO West "вытянуть" без участия немецкой, а возможно и венгерской сторон?

- В настоящее время речи о выходе немецкой и/или венгерской стороны из проекта более не идет. Компании поддерживают проект (как минимум, в официальных заявлениях). Скорее всего, компании вовсе не будут принимать решений о выходе из проекта до середины следующего года. Далее, если NABUCCO West будет выбран в качестве приоритетного проекта, возможно состав и доли участников будут пересмотрены (например, в проект войдут компании из консорциума Шах-Дениз).

ИА REGNUM: Проекту NABUCCO еще при разработке был присвоен статус основного конкурента "Южного потока", но впоследствии произошел стремительный рост доли скептицизма в оценках NABUCCO. Теперь на эту роль претендует ряд других проектов, разрабатываемых в рамках "Южного коридора", но ни для одного из них не решен окончательно вопрос сырьевой базы, или же проектная мощность газопровода слишком мала по сравнению с 63 млрд кубометрами "Южного потока". Почему, в таком случае, Европа продолжает возиться с разными не слишком перспективными проектами - TAP, NABUCCO West, TANAP и пр.?

- В настоящее время проекты TAP, NABUCCO West, TANAP рассчитаны на реализацию газа только со второй фазы месторождения Шах-Дениз (+10 млрд куб.м в год - в Европу, +6 млрд куб.м - в Турцию). Планы по дальнейшей разработке месторождения Шах-Дениз предполагают и развитие сопутствующей инфраструктуры, поэтому логично, что эти проекты рассматриваются. Кроме того, для Европы реализация проектов в направлении "Южного коридора" является одним из способов диверсификации маршрутов поставок газа, что прописано в стратегических документах Еврокомиссии как один из приоритетов в развитии энергетики.

Беседу вел Эмиль Бабаян