Политическая осень в ЕС: китайская отдушина, национальные эгоизмы и авторитарные тенденции
Летние каникулы в Европе закончились, начался трудный для
Дать импульс стагнирующей германской промышленности через сотрудничество с китайцами - это еще одна задача визита. В 2011 году германские компании инвестировали в китайскую экономику €26 млрд. Китайские инвестиции в Германии составили - €1,2 млрд. В двухдневном визите канцлера Германии сопровождают семь министров и два десятка руководителей германского бизнеса. Во время переговоров в Китае речь шла о поставках оборудования для альтернативной энергетики. Китайцы в день визита Меркель объявили о покупке 50 европейских самолетов Airbus A320 за $3,5 млрд. В ходе визита Меркель трансевропейские
На фоне европейских проблем весьма важный китайский визит Меркель выглядит рутинным внешнеполитическим мероприятием. Что касается общей стратегии Германии в европейских делах, то сейчас канцлер Германии в своих публичных заявлениях вновь дала понять, что готова и дальше следовать линии движения к политическому союзу в Европе на "двухскоростном уровне". 12 сентября 2012 года конституционный суд Германии решит вопрос о законности Европейского стабилизационного механизма (ESM) для этой страны. Это формально развяжет руки для следующих действий. В минувший уикенд в кругах партий правящей коалиции в Германии (CDU/CSU и FDP) заговорили о необходимости проведения референдума о реформе Европейского Союза. Проблема референдума была озвучена для Европы через публикацию в Spiegel. Референдум должен дать легитимацию для политического союза в Европе. Германские политики считают, что на пути к обновленному ЕС должен стоять еще один общий европейский договор наподобие Маастрихта. Но пока ни о времени проведения референдума, ни, тем более, о формулировках вопросов на нем, среди германских политиков нет консенсуса. Ясно, что в Германии хотели бы действовать правовым путем. Для создания политического союза на базе ЕС необходимо для начала изменить германскую конституцию, подготовив ее к новым реалиям. Немцы не исключают и возможности единого паневропейского референдума, который должен предшествовать подписанию нового базового договора ЕС. О трудностях достижения положительного результата на подобного рода референдуме они пытаются не думать. Имеется негативный опыт 2005 года. Сейчас Spiegel сообщил, что проблема нового договора уже обсуждалась политическим советником Меркель Николаусом Майер-Ландрутом с официальными лицами в Брюсселе. Саммит ЕС в декабре 2012 года предположительно должен назвать дату заключения нового договора. Однако претворение лозунга "больше Европы" все еще не стоит в практической плоскости. Многие члены ЕС, фактически, выступают сейчас даже против германского плана мониторинга национальных бюджетов из Брюсселя. Национальные эгоизмы, как представляется, все еще непреодолимы.
Но национальные эгоизмы в Европе взаимны. Это становится очевидным в деле претворения плана приобретения государственных облигаций кризисных стран ЕС Европейским центральным банком (ЕЦБ). Он все еще пробуксовывает. С мая 2010 по февраль 2012 года ЕЦБ уже приобрел облигаций суверенных долгов Греции, Италии и Испании на сумму €211 млрд. В конце августа 2012 года глава германского центрального Бундесбанка Йенс Вайдманн выступил категорически против, казалось бы, уже решенного вопроса. Его аргументом стало утверждение, что действия ЕЦБ по покупке облигаций спровоцируют инфляцию и отнимут стимулы у правительств кризисных стран в деле проведения у себя структурных реформ. Меркель сейчас говорит о сохранении евро любой ценой, в том числе, невзирая на инфляцию, а глава Бундесбанка выступает за определение процедуры вывода несостоятельных членов из еврозоны. Президент США
Таким образом, становится ясно, что Испанию подталкивают к подаче официальной просьбы в Брюссель о финансовой помощи. 28 августа премьер-министр Испании
29 августа 2012 года премьер-министр Италии
В преддверии политической осени 2012 года Меркель пытается зримо восстановить франко-германское единство в ЕС. 27 августа было объявлено о создании рабочей группы при министрах финансов Германии и Франции для разработки и согласования совместных предложений по обустройству в еврозоне фискального и банковского союза. Что касается самого президента Франции Франсуа Олланда, то похоже, что до октябрьского саммита ЕС он будет озабочен решением внутриполитических и экономических проблем. Сейчас настоятельная задача правительства социалистов во Франции - заполнить брешь в годовом бюджете, равную €2,3 млрд. На следующий год французам необходимо изыскать дополнительные источники дохода и произвести экономию на сумму в €30 млрд. Амбициозному плану создания 100 тыс. новых рабочих мест в 2013 году противостоит горькая реальность закрытия завода
После визита на минувшей неделе греческого премьера Антониса Самараса в Берлин и Париж стало известно, что судьба Греции - вопрос о ее пребывании в еврозоне будет решен на будущем саммите ЕС 18-19 октября 2012 года. Переговоры главы Еврогруппы Жан-Клода Юнкера в Афинах с Самарасом за закрытыми дверями имели негативный результат для греков. В Берлине и Париже их не стали обнадеживать. Представители тройки (
Внешне причины кризиса в ЕС выражаются в высоком уровне задолженности, отсутствие конкурентоспособности некоторых государств-членов и в потере уверенности в архитектуре валютного союза. Государственные расходы сокращаются, проводятся реформы рынка труда и социального сектора в кризисных государствах юга ЕС. Однако процесс этот не отражается на экономическом росте и на уровне процентных ставок по суверенным облигациям. По исследованию Ассоциации германских торговых и промышленных палат (DIHK), проведение структурных реформ в южных странах повышает их конкурентоспособность по двум ключевым показателям: затратам труда на единицу продукции и достижению баланса между экспортом и импортом в торговле. В Греции с 2010 года затраты на оплату труда снизились на 15%. Греция с 2008 по 2011 год сократила дефицит текущего счета на 54%. Греческий экспорт в 2011 году по объемам достиг уровня докризисного 2007 года. Это при том, что греческая экономика сократилась за кризисный период на 27%. Испания и Португалия соответственно сократили дефицит своих торговых счетов на 50% и 40%. Эти частные явления означают, что структурные реформы в кризисных странах еврозоны имеют место. Но будет ли следствием процесса экономический рост? Здесь мнение экспертов разделяется на пессимистов и оптимистов.
Если отвлечься от проблем центра Евросоюза с его еврозоной и отношениями в четырехугольнике Германии, Франции, Италии и Испании, то иного рода кризисные явления в преддверии осени 2012 года демонстрируют страны периферии Евросоюза.
Явные признаки эрозии Евросоюза обнаруживает Скандинавия. Швеция и Дания не входят в еврозону. Дания имеет репутацию давнего евроскептика. Швеция обнаружила открыто свой евроскептицизм в прошлом году. После июньского саммита ЕС премьер-министр и министр финансов Швеции открыто выступили против углубления фискальной евроинтеграции и подчинения своей бюджетной политики Брюсселю и Франкфурту. В Швеции и Дании на уровне СМИ вновь муссируется вопрос о создании "Северного Союза". Особую позицию в ЕС заявила соседняя со Швецией тесно связанная с ней и входящая в еврозону Финляндия. Последние два месяца финны требуют для себя особых прав при распределении средств кризисным южным странам. Финляндия совсем не по-братски требует себе от них залога.
Что касается другой периферии Европейского Союза - Дуная, то в преддверии политической осени 2012 года окончательно стало ясно: то, что раньше считалось частным случаем, является местной региональной особенностью. Развитие политических событий по дунайской периферии демонстрирует, что венгерский премьер
Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM