23 августа в Москве в госкорпорации "Росатом" состоялось подписание договора на строительство головного универсального атомного ледокола нового поколения. Как сообщает департамент коммуникаций госкорпорации "Росатом", договор подписали генеральный директор "Росатомфлота" Вячеслав Рукша и и.о. генерального директора ООО "Балтийский завод - Судостроение" Артем Пидник в присутствии первого заместителя генерального директора госкорпорации "Росатом" - директора дирекции по ядерному оружейному комплексу Ивана Каменских и вице-президента ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" Дмитрия Мироненкова. По словам И.Каменских сегодня наблюдается динамика роста грузоперевозок по Северному морскому пути, а к 2018 году мощностей нынешнего ледокольного флота уже может не хватать для решения всех задач России в Арктике. Поэтому теперь, благодаря строительству нового ледокола, можно с уверенностью смотреть в будущее.

Открытый конкурс на право заключения договора на строительство головного универсального атомного ледокола проекта 22220 мощностью 60 мегаватт выиграло ООО "Балтийский завод - Судостроение". Цена договора составляет 36,959 миллиарда рублей. Срок окончания строительства - декабрь 2017 года. Конкурс был объявлен 29 июня этого года. В соответствии с федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ Договор будет заключен с ООО "Балтийский завод - Судостроение".

По своим техническим характеристикам универсальный атомный ледокол двухосадочный, то есть он способен работать как на трассах Северного морского пути так и на реках Арктического региона и заменить действующие атомные ледоколы типа "Арктика" и "Таймыр". За счет большей ширины (34 м.) чем у действующих ледоколов (30 м.), универсальный атомный ледокол будет способен в одиночку проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 70 тыс. тонн. Впервые будет построен ледокол способный преодолевать трехметровые льды.

Технический проект ледокола разработан ОАО ЦКБ "Айсберг" в 2009 году. Новый атомоход будет отличаться от предыдущего поколения ледоколов специальной балластной системой, которая позволит ему за определенное время менять осадку с максимальной на минимальную и обратно. Набирая воду в балластные емкости, атомоход будет "усаживаться" и увеличивать свою проходимость в тяжелых ледовых условиях. При подходе к устьям сибирских рек, где осадка судов должна быть не более 8,5 метра, судно будет сбрасывать балласт и всплывать.

В составе ядерной энергетической установки используется новый тип интегральной реакторной установки "РИТМ-200", разработанной на нижегородском предприятии ГК "Росатом" ОКБ им.Африкантова. Она будет еще более надежной, экономичной (перегрузка активной зоны понадобится раз в семь лет) и практически в два раза меньше по размерам, чем ныне существующие. Проектный срок службы ледокола определен в 40 лет.