Арташес Гегамян: Армения в Евразийском Союзе - важнейший фактор стабильности на Южном Кавказе
Прошло десять дней после рабочего визита президента Армении
Реакция электронных и печатных СМИ, финансируемых разного рода грантодателями, которые сами находятся на иждивении известных центров силы мировой политики, была на редкость сколь эмоциональной, столь и ядовито-раздражительной. В своём подавляющем большинстве суть этих публикаций сводилась к тому, что Россия высадила столь авторитетный "политический десант" в Армению с одной единственной целью, а именно: перед встречей президентов Армении и России оказать давление на власти Республики Армения с тем, чтобы склонить её руководство для принятия решения о вхождении в Евразийский союз. Приводя разного рода доводы, якобы подтверждающие ими же выдвинутую гипотезу, авторы многочисленных публикаций дальше шли по не единожды апробированной схеме. Они в один голос "разоблачали" происки российских властей, которые во что бы то ни стало стремятся возродить "Российскую Империю", "СССР-2", "Империю зла" и т.п. В подкрепление своих выводов приводились выдержки-ужастики, якобы характерные для сегодняшних будней России, почерпнутые из российской же прессы, которая, увы, изобилует ими. Расчет был прост - сформировать у читающих прессу граждан Армении мнение, что над армянской государственностью нависнет смертельная опасность потери суверенитета в случае, если политическое руководство Армении примет решение о вхождении в Евразийский союз. Случись такое - это, вне всякого сомнения, квалифицировалось бы нашими "глашатаями демократии" не иначе как предательство национальных интересов. С целью придания эмоционального накала подобным публикациям авторы этих панегириков, как правило, завершали свои публикации ненавязчивыми напоминаниями о тех идиллических перспективах, которые светят Армении и многострадальному армянскому народу в будущем, после подписания Арменией и Евросоюзом Соглашения об Ассоциации. Этот довод, по мнению их авторов, неотразим. А реальность этой перспективы подкреплялась фактом переговоров между Арменией и Евросоюзом по Соглашению об Ассоциации, которые стартовали 19-го июля 2010 года. В обязательном порядке приводились и ссылки на опубликованное 15 мая т.г. Евросоюзом сообщение о принятии "Дорожной карты" по реализации мероприятий участниками программы "Восточное партнёрство" до осеннего (2013 г.) саммита Евросоюза и государств-участников программы "Восточное партнёрство".
Конечно, авторам этих статей и в голову не пришла бы кощунственная мысль, с целью создания иллюзии о своей непредвзятости, хотя бы формально порассуждать о тех серьёзных проблемах, которые в самое ближайшее время предстоит решить Евросоюзу, особенно 17-и странам еврозоны. К примеру, взяли бы да и сослались на интервью премьер-министра Италии
Можно было бы привести и другие тревожные высказывания о судьбах отдельных стран ЕС как крупных политических деятелей, так и признанных экспертов. Однако, думается, в этом нет необходимости. Здесь важно другое: казалось бы, что тиражируемые на страницах многих СМИ Армении антиевразийские страсти, должны были несколько притихнуть уже по многообещающим итогам состоявшейся 8 августа т.г. встречи президентов России и Армении. Ведь вся аргументация разного рода политических экспертов, обозревателей, бьющих тревогу о возможной потери Арменией своего суверенитета, после встречи Сержа Азатовича Саргсяна и Владимира Владимировича Путина лопнула как мыльный пузырь. Ан нет, развязанная этими СМИ антиевразийская истерия продолжается. Это обстоятельство наводит на мысль о том, что возможное вхождение Армении в Евразийский союз подрывает реализацию далеко идущих и опасных геополитических проектов, выработанных в известных центрах силы мировой политики.
Судя по растерянности и несвязности публикаций, вышедших в свет после саммита Россия - Армения, тревоги архитекторов установления нового миропорядка в регионе Южного Кавказа не только не развеялись, но и возросли. Попробуем разобраться, что же их так тревожит. Видимо, скупые строчки из официального отчета о встрече президентов для стимулирования тревожных размышлений в их среде имеют серьезные основания. Президент Армении в ходе встречи, в частности, подчеркнул: "Несмотря на посткризисный период, наш торговый оборот приближается к миллиардному рубежу, хотя я считаю, что это не предел и в ближайшие два-три года наш торговый оборот возможно удвоить и утроить". Чтобы объективно оценить стратегическую важность задачи, поставленной президентом Армении, достаточно отметить, что по итогам 2011 года удельный вес торгового оборота Армении с Россией составил 20,3% от общего внешнеторгового оборота Армении, в то время как аналогичный показатель со странами ЕС составил 31,9%. Таким образом, Сержем Саргсяном была поставлена задача - в ближайшие годы достичь такого уровня торгового оборота с Россией, который обеспечит ей первое место в числе торговых партнёров Армении, при этом значительно опережая соответствующий уровень торгового оборота со странами ЕС. Очень существенно, что такая задача ставится президентом страны в условиях, когда вот уже несколько месяцев почти все СМИ Армении, по случаю и без, афишируют предстоящее в ближайшие 2-3 года заключение Арменией Соглашения о глубокой и всеобъемлющей торговле с ЕС. В этой связи примечательно, что 20 июня т.г. министр экономики Армении
К числу этих фактически уже реализуемых проектов следует обязательно отнести инвестиции, осуществленные ОАО "Российские железные дороги" в Армении, которые в соответствии с соглашением о концессии составят около $570 млн, с перспективой увеличения их объема в случае разблокирования армяно-турецкой границы и восстановления железнодорожного сообщения. Следует отметить, что в соответствии с концессионными обязательствами "Южно-Кавказской железной дороги" (далее ЮКЖД), которая является 100-процентной дочерней кампанией ОАО "Российские железные дороги", осуществляющей концессионное управление армянскими железными дорогами, осуществлены инвестиции, направленные на восстановление существующих инфраструктур армянской железной дороги. С удовлетворением хочется констатировать, что с назначением Виктора Ребеца главой ЮКЖД чувствуются существенные положительные сдвиги в инвестиционной деятельности этой организации. Этот факт весьма примечателен в свете заявления президента ОАО "Российские железные дороги"
Оппонентам вхождения Армении в Евразийский союз надо полагать не дают покоя также и слова Сержа Саргсяна, прозвучавшие в его вступительном слове на совместной пресс-конференции с Владимиром Путиным. Президент Армении, в частности, заявил: "Мы считаем, что в вопросах безопасности на Южном Кавказе Россия играет ключевую роль. Это касается и чрезвычайно важных для Армении конструктивных шагов руководства России по урегулированию карабахской проблемы. Мы благодарны Вам, Владимир Владимирович, за постоянное внимание и действенные шаги в этом направлении".
Раздражительность и смятение - так можно охарактеризовать реакцию недругов Армении на эти однозначные оценки президента страны о роли России в деле обеспечения стабильной и мирной обстановки на Кавказе. Так, не сдержал своих эмоций депутат парламента Турции от партии Националистического движения, директор центра стратегических исследований (TURKSAM)
Примечательно, что откровенный шантаж зарвавшегося турецкого парламентария почему-то обошли своим вниманием многочисленные электронные и печатные СМИ, денно и нощно охаивающие Россию, российско-армянское стратегическое парнёрство. Ведь сказать-то им нечего, не могут же они наступить на горло собственной песни.
Шокирующее воздействие на журналистскую братию, побирающуюся на зарубежных грантах, оказали высказывания президента Армении о так называемой газовой теме, о ценах на поставляемый в Армению российский газ. Ведь за все четыре с половиной года президентства Сержа Саргсяна было напечатано множество статей о "газовой дубинке" России, якобы нависшей над армянской государственностью, о постоянном давлении России на власти Армении посредством угрозы удорожания цены на газ и т.д. и т.п. "Конечно, говорили сегодня и о важной теме - цене на поставляемый в Армению природный газ, - заявил на том же брифинге президент Армении. - Думаю, что нашли взаимопонимание по принципам её формирования: она должна исходить из реальной рыночной цены на газ, помноженной или разделённой (если хотите) на необходимость обеспечения Армении природным газом по сопоставимым с реальными ценами тарифам и сохранения эффективности её экономики. Владимир Владимирович подтвердил, что Россия заинтересована в сильной, конкурентоспособной, развитой Армении. Это истинно союзнический подход. Я благодарен президенту России за однозначную позицию по всем ключевым вопросам нашей повестки". По сути этими утверждениями президент Армении свёл на нет набившие оскомину обвинения в адрес России, что посредством манипулирования ценой на поставляемый в Армению газ, российская сторона оказывает давление на руководство республики. Более того, здесь важно отметить следующее: констатация того факта, что президент России имеет "однозначную позицию по всем ключевым вопросам армяно-российской повестки", воистину дорогого стоит, а упоминание того, что Владимир Путин "заинтересован в сильной, конкурентоспособной, развитой Армении" поднимает союзнические отношения Россия - Армения на качественно новый, более высокий уровень. Ведь по сути это заявление о том, что Россия выступает и в качестве гаранта экономической безопасности Армении. И именно в этом ключе следует рассматривать прозвучавшее на брифинге заявление Владимира Путина: "Говорили более широко об интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Думали о том, что нужно сделать для того, чтобы воспользоваться последними договорённостями в интеграционном плане. Договорились о том, что создадим смешанную комиссию, которая должна будет посмотреть, как можно было бы использовать последние договорённости в области сотрудничества между Россией, Казахстаном, Белоруссией в рамках Таможенного союза, единого экономического пространства применительно к Армении со всей спецификой. Я имею в виду, что у нас все-таки нет общих границ, но можно было бы подумать об использовании каких-то инструментов, которые уже согласованы между тремя государствами". Ведь по сути заявление президента России означает старт в очень сложном и многогранном, но при этом очень востребованном процессе поиска взаимовыгодных условий для вхождения Армении в Евразийский союз. Представляется исключительно важным, чтобы начало этого процесса было бы тщательно продумано и вобрало в себя весь имеющийся положительный опыт, который был накоплен в процессе создания Европейского союза.
Я осознанно столь подробно остановился буквально на всех деталях встречи президентов России и Армении, которые были изложены в соответствующих пресс-релизах, чтобы показать абсолютное несоответствие политических реалий, характеризующих российско-армянские отношения, с теми надуманными, искажающими подлинную суть стратегического партнёрства наших стран материалами, которыми пестрят десятки электронных и печатных СМИ Армении. Против наших стран развязана самая настоящая информационная война, главной целью которой является воспрепятствование вхождению Армении в Евразийский союз. Следует откровенно признать, что в этой войне сторонники Евразийского будущего Армении явно проигрывают. Причина проигрыша вовсе не в отсутствии аргументов в пользу Евразийского союза, а в бессистемности этой работы, отсутствии информационного обеспечения исключительной актуальности более глубокой экономической интеграции Армении со странами Евразийского союза.
Не может не тревожить и то обстоятельство, что партии, позиционирующие себя в качестве приверженцев Евразийского пути развития, ограничиваются лишь голословными заявлениями на этот счёт, без глубокого осмысления судьбоносности для Армении выбора этого пути. Уже вовсе не приходится говорить о том, что роль знаменосца евразийского движения почему-то во что бы то ни стало хотят увязать с именем экс-президента Армении
Что же касается электронных СМИ, подконтрольных Роберту Кочаряну, то они более осторожно преподносят читательской аудитории миф о якобы его ключевой роли в становлении евразийского будущего Армении. При этом разного рода примитивными намёками, а то и на прямую, дают понять гражданам Армении, что именно Кочарян является теневым лидером одной из парламентских партий Армении, заявившей о своей поддержке вхождения Армении в Евразийский союз (речь о второй по числу депутатов парламентской партии "Процветающая Армения", руководимой олигархом
До недавнего времени это занятие было далеко небезобидным. Заказные статьи - очернительства на армянских политиков - евразийцев немедленно пересылались окопавшемуся в Управлении президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами "армянскому кроту", который откровенно лоббировал интересы экс-президента Армении. При этом следует отметить, что "армянский крот" всемерно тормозил реализацию очень и очень актуальных и востребованных начинаний политиков, научных, инженерно-технических работников, учителей, врачей, представителей малого и среднего бизнеса, представителей студенческой молодёжи, которые открыто тяготеют к России, будущее Армении тесно увязывают именно с ней. Слава Богу, что в мае текущего года лавка "армянского крота" в АП России была прикрыта, а главный лавочник, он же "армянский крот" как нежно окрестили Владислава Гасумянова российские журналисты вслед за своим шефом Сергеем Винокуровым был уволен с гражданской службы. Хочется надеяться, что обрублены и каналы недобросовестного лоббинга и новое руководство Управления президента России, куда более внимательно будет разбираться в тонкостях кавказской политики и поможет реализовать те задумки, которые были проработаны, в частности, аналитическим центром общественной организации "Северная перспектива". Тем более, что для организации системной работы по дальнейшей экономической интеграции Армении и Евразийского союза за последние годы, благодаря высокопрофессиональной и целенаправленной работе посольства Российской Федерации в Армении, лично Чрезвычайного и Полномочного посла РФ в Армении
Вызывает удовлетворение, что эта работа получила новый положительный импульс после недавнего визита в Армению председателя Россотрудничества Константина Косачёва. А работы на этом важнейшем направлении евразийской интеграции Армении - непочатый край. Причём её надо проводить с учётом того, что 7 мая 2009 года Армения по итогам саммита глав-государств, вовлечённых в программу ЕС "Восточное партнёрство" (далее ВП) поставила свою подпись под совместной Декларацией, в основе которой принятие мер по более тесному сотрудничеству между ЕС и участниками ВП, а также реализация новых начинаний как в двустороннем формате, так и в многостороннем формате. Более того, как было отмечено выше, в стадии реализации находится и "Дорожная карта" - рабочая программа деятельности ВП до очередного саммита ЕС-ВП, который состоится осенью 2013 года в Вильнюсе. Отметим, что "Дорожная карта" направлена на реализацию целей ВП в области политической ассоциации и глубокой экономической интеграции, расширения возможностей свободного передвижения граждан и пр. Мною специально оговариваются эти документы, потому что перед Арменией, думается, что и перед Россией также, стоит задача разворачивания такой системной работы, которая на практике покажет абсолютную жизненность идей Владимира Путина, изложенных в программной статье от 3-го октября 2011 г. "Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня". Напомним, что суть этой публикации в обосновании целесообразности Евразийского союза, в создании единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.
Примечательно, что ещё в ноябре 2010 года в статье "Россия и Европа: от осмысления уроков кризиса - к новой повестке партнёрства", опубликованной в немецкой газете "Зюддойче Цайтунг", тогда ещё премьер-министр России Владимир Путин, предложил Европе программу совместного развития из пяти пунктов: 1). Это создание гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока. А в будущем - возможно и зоны свободной торговли и даже более продвинутых форм экономической интеграции. Фактически мы получим общий континентальной рынок ёмкостью в триллионы долларов... 2). Это - общая промышленная политика, основанная на сложении технологических и ресурсных потенциалов России и ЕС. Реализация совместных программ поддержки малого и среднего бизнеса, работающего в сфере реального производства... 3). Буквально стучится в двери идея о создании единого энергокомплекса Европы... 4). Без развитой индустрии - невозможен и прогресс европейской науки и образования... 5). Подлинное партнёрство на нашем континенте невозможно, пока сохраняются барьеры, препятствующие человеческим и деловым контактам.
Размышляя над этими программными положениями, вновь приходишь к выводу, что, да, на примере Армении можно показать все преимущества интеграционных процессов в случае их реализации по предложенной Владимиром Владимировичем программе. Именно на примере Армении, которая с июля 1999 года с подписанием с Евросоюзом Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве проводит работу по созданию благоприятных предпосылок для экономической интеграции как с Евросоюзом, так и со странами СНГ. Следует отметить, что в рамках ВП эта работа проводится на институциональной основе, что, в свою очередь, накладывает особую ответственность на разработчиков "Дорожной карты" по поэтапному вхождению Армении в Евразийский Союз.
Завершая мои размышления об августовской встрече президентов России и Армении хотелось бы отметить, что вхождение Армении в Евразийский союз может стать важнейшим фактором стабильности и безопасности в регионе Южного Кавказа. Ведь, случись такое, это напрочь отобьёт желание небезызвестных стратегов, мечтающих любой ценой дестабилизировать ситуацию в зоне нагорно-карабахского конфликта, в особенности на северной границе Исламской Республики Иран, что в соответствии с их планами создаст благодатную почву для ввода миротворческих сил. Какие это будет иметь кровавые последствия - это тема требует отдельного анализа.