Ануш Левонян: Турция нащупывает возможность возобновления диалога с Арменией
Процесс армяно-турецкого урегулирования, находящийся в стадии глубокой заморозки, в последние дни демонстрирует определенные тенденции к оживлению. При этом инициатива исходит с турецкой стороны, поскольку Ереван непреклонен в том, что парафированные в октябре 2009 года в Цюрихе протоколы об установлении дипломатических отношений и деблокаде закрытой Турцией в 1993 году границы должны быть ратифицированы без каких-либо дополнительных условий.
Напомним, что Анкара уже после подписания этих документов стала увязывать их ратификацию с ожиданием подвижек в карабахском урегулировании. С таким подходом Ереван категорически не согласен. Впрочем, коспонсоры процесса - Россия, США, Франция и Швейцария, главы МИД которых присутствовали на церемонии подписания протоколов, также не раз давали понять, что не разделяют турецкую позицию.
Анкара, надеявшаяся использовать армяно-турецкий процесс для демонстрации своей поддержки Азербайджану, убедилась, что уговорить армянскую сторону "освободить хоть какие-то территории вокруг Карабаха" в обмен на немедленную деблокаду границы, невозможно. Стало понятно, что это - ошибочная тактика. И сегодня, насколько можно понять, турки начинают вновь осторожно зондировать возможность реанимации процесса.
Во-первых, на днях Ахмет Север, пресс-секретарь президента Турции
Во-вторых, турецкая сторона начала старательно "обхаживать" армянскую диаспору в США и в самой Турции. Не секрет, что зарубежные армяне в своем большинстве с опасениями отнеслись к армяно-турецкой инициативе, посчитав, что в результате может быть нанесен ущерб процессу международного признания геноцида армян1915 года в Османской империи. С ведущими представителями диаспоральных структур неоднократно встречался глава МИД
Кроме того, прошла информация о том, что 31 июля лидер парламентской фракции оппозиционной армянской партии "Наследие"
Наконец, в последние дни прозвучало несколько заявлений о заинтересованности ведущих мировых игроков в возобновлении процесса сближения стран-соседей. Об этом, в частности, сказал на встрече в Стамбуле 30 июля помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии
И, наконец, есть еще одно обстоятельство, которое заставляет предположить, что отношения с Арменией на данном этапе вновь начинают представлять для Турции определенный интерес. В Анкаре стали раздаваться требования отставки главы МИД. Ахмеда Давутоглу обвиняют в том, что его концепция "ноль проблем с соседями" на практике выродилась в политику "ноль соседей без проблем", да и в целом внешняя политика Турции носит непоследовательный и ситуативный характер, сводится к "реагированию на сиюминутные раздражители". Впрочем, изначально подходы Давутоглу выглядели, мягко говоря, не слишком реалистическими. В действительности ведь не бывает, чтобы у страны не существовало тех или иных проблем с кем-либо из своих соседей. А теперь проблемы возникли повсеместно. Понятно, что чашу терпения переполнил совершенно односторонний подход к сирийскому кризису, что выставило Турцию в обидной роли послушной обслуги интересов Запада. Один из лидеров оппозиционной Народно-Республиканской партии Гюрсель Текин прямо заявил, что Давутоглу - худший министр иностранных дел за всю историю Турции и вот-вот будет отстранен. Было даже названо имя преемника - дипломата Намыка Корхана. Разумеется, не оппозиции решать кадровые вопросы правительства, но несомненно, что кресло под министром и впрямь зашаталось. В таких условиях остро необходим успешный внешнеполитический шаг. Быть может, в Анкаре полагают, что такой шаг легче и быстрее всего можно сделать на армянском направлении. Однако для этого нужно перестать жестко увязывать армяно-турецкое примирение с ходом карабахского урегулирования, рискуя при этом отношениями с Азербайджаном. Пойдет ли на это Анкара ради номенклатурной карьеры своего министра иностранных дел?
Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)