Борис Асаров: Бессарабско-приднестровское урегулирование: генеральный месседж Путина
28 июля в Приднестровье состоялся международный научно-экспертный форум "Миротворческая операция на Днестре в контексте геополитических вызовов современности". Это мероприятие обратило на себя внимание ещё и тем, что в его ходе было сделано несколько знаковых заявлений. Так, например, достаточно неожиданно заместитель министра иностранных дел РФ, статс-секретарь
Увы, фраза о том, что "история учит тому, что ничему не учит", может быть вполне применена к этому высказыванию статс-секретаря. Вице-министр иностранных дел РФ, разумеется, прекрасно знает о том, что бессарабский политический класс, как партии, составляющие находящийся у власти в Бессарабии Альянс за европейскую интеграцию, так и оппозиционная крупнейшая в Бессарабии Партия коммунистов отвергают такой вариант "реинтеграции РМ". Но, даже, в случае, если бы весь политический класс Бессарабии, как партии, находящиеся у власти, так и оппозиция, считали бы возможным такой формат "реинтегрированной РМ", то такой вариант решения бессарабско-приднестровского конфликта является категорически неприемлемым для Приднестровья, как для приднестровских властей, так и, что особенно важно, - для приднестровских граждан.
Совсем недавно, в декабре 2011 года в Приднестровье прошли выборы президента республики, в ходе которых один из кандидатов, -
Но, если югоосетинская авантюра Винокурова имела один подтекст, то действия этой команды на приднестровском направлении были вызваны соображениями несколько иного характера. Как известно, существовало соглашение
Несмотря на то, что состав администрации президента РФ сменился, "башня Кремля", которая продуцировала проекты по сдаче Приднестровья, не исчезла и продолжает свою деятельность, задействуя соответствующих чиновников, которые тем или иным образом связаны с этим центром принятия решений. Относится к этой деятельности и заявление статс-секретаря Карасина о мифической федерации, носящее характер как утопический, так и провокационный. Хотя относительно формата миротворческой операции в регионе Карасин высказался адекватно и чётко, своим высказыванием относительно перспективы решения бессарабско-приднестровского конфликта он поставил Путина перед необходимостью "прикрыть" его, тем самым фактически подставив президента.
В известной степени эта ситуация оказалась схожей с той, в которой Путин оказался после жёстких действий в отношении российской оппозиции со стороны главы Следственного комитета
Таким образом, Путин не только дезавуировал озвученную Карасиным идею федерализации, но и по сути дал понять, что процесс деактуализации проекта Республика Молдова, который носит объективно неизбежный характер, начался. "Цивилизованный развод" Бессарабии и Приднестровья, если подходить к его оценке не предвзято, является не только наиболее выгодным для жителей обоих берегов Днестра вариантом развития событий, но и, по сути, единственно реальной возможностью урегулирования бессарабско-приднестровского конфликта, основанной на историко-правовой справедливости и создающей для региона перспективу вместо зоны "замороженного конфликта" стать экспортёром безопасности.
Какую же перспективу предполагает собой идея "реинтеграции РМ через федерализацию"? Как отмечалось выше, не является секретом, что ни одна из партий, входящих в правящий в Бессарабии Альянс за европейскую интеграцию, ни оппозиционная Партия коммунистов, не поддерживают идею о федерализации. Категорически этот вариант, как, впрочем, и любая другая идея "реинтеграции РМ" не приемлется и в Приднестровье. Таким образом, чтобы попытаться такой проект проинсталлировать, необходимо либо обеспечить полную смену находящихся у власти элит, как в Бессарабии, так и в Приднестровье, либо "продавить" какую-то из этих элит, чтобы она согласилась на участие в реализации такого проекта.
Ни одна из партий, составляющих правящий в Бессарабии Альянс, на это не пойдёт ни при каких условиях, что касается Партии коммунистов, то
Но любая поддержка мелких партий на левом фланге неизбежно вызывает неприятие и отторжение со стороны Воронина и его партии, что не может не сказаться соответствующим образом. Результатом такой политики в перспективе может быть ещё большее дистанцирование бессарабских политических элит от Москвы. Следует также отметить, что нет никаких гарантий, что эти мелкие партии вообще попадут в парламент. Так, по данным социологических опросов, одна из таких партий - Партия социалистов, которую возглавляет
Примечательно, что все эти три лидера карликовых партий по настоянию некоторых московских чиновников, координировавших визит Г. Карасина в Бессарабию и Приднестровье, были настойчиво рекомендованы руководству Приднестровья для их приглашения на прошедший в Тирасполе 28 июля международный научно-экспертный форум, о котором было сказано выше. И, хотя тематика форума была связана с миротворческой операцией, эти лидеры не нашли ничего лучше, как использовать площадку форума для пропаганды идеи федерализации. Так, в частности, И. Додон заявил: "Федерализация Молдовы позволит ей обрести полный контроль над своими границами. Этот сценарий рассчитан на обретение полноценной целостности нашего государства".
Кроме таких беспардонных заявлений, которые явили собой неуважение к Приднестровской республике, Додон отметился и грубым выпадом, носящим к тому же абсурдный характер, заявив, что отказ от вхождения в РМ означает "для Тирасполя отказ от достойного будущего". Можно ли себе представить ситуацию, когда бы на какой-нибудь форум в Косово пригласили бывшего министра экономики Сербии, который бы говорил об "отсутствии достойного будущего у Косово без реинтеграции". Или, чтобы пример был более близок: можно ли себе представить, чтобы в Степанакерт приехал экс-министр экономики Азербайджана и убеждал бы, что у Карабаха нет достойного будущего?
Вопросы, разумеется, носят риторический характер и следует понимать, что, в условиях, когда Приднестровье существует, имея статус непризнанного государства, власти республики должны делать все возможное, чтобы не снижался "иммунитет государства", а визиты таких фактически маргинальных политиков из соседнего государства, совершаемые ими с целью собственного политического пиара, сопровождающей этот пиар пропагандой наносят прямой урон интересам государственной безопасности республики. В связи с этим приднестровские власти имеют полное право дать понять по неофициальным каналам, что приглашение бессарабских политических маргиналов - сторонников ликвидации существования Приднестровья как независимой от Бессарабии республики для ведения ими пропаганды на территории ПМР, является неприемлемым.
Григорий Карасин после посещения им Кишинёва и Тирасполя, отвечая на вопрос о том, как повлияет запрещение бессарабским парламентом использование символики серпа и молота в политических целях, отметил, что "неумные действия портят общую атмосферу и влияют на ход переговоров". Вряд ли это осуждение могло каким-то более-менее серьёзным образом отразиться на ходе переговоров по урегулированию бессарабско-приднестровского конфликта, однако эта фраза, сказанная статс-секретарём Карасиным весьма подходит к его собственному заявлению о то, что российская сторона "не исключает решения приднестровского конфликта в формате, например, федерации". Накануне празднования 10 февраля Дня дипломатического работника Карасин поведал, что "дипломат обязан быть немного актером", так как "это помогает расположить к себе собеседника, привлечь его к своей логике". Сложно представить, каким актёрским мастерством надо обладать, чтобы привлечь внимание к той логике, на которой было основано заявление Карасина о федерации. Однако можно предположить, что это заявление даёт некоторые варианты для манёвра дипломатии украинской, которая имеет шанс продемонстрировать готовность занимать позицию более адекватную, чем та, которую озвучил представитель российского МИД, но, вместе с тем, и не менее адекватную, чем та, которую озвучил президент России.
Позиция же самого Приднестровья остаётся неизменной. Как отметил президент Е. Шевчук: "Необходимо понимать, что сохранение приднестровской государственности, существующих в ПМР гражданских свобод и национального равноправия остается для приднестровского общества абсолютным приоритетом". Российская политика в отношении Приднестровья долгое время носила условно "аморфный характер", если иметь в виду перспективы реального урегулирования бессарабско-приднестровского конфликта, сейчас же наступило время, когда она, проходя через "внутрироссийские противоречия", начинает кристаллизовываться. Назначение Путиным