Москва, 2 августа, 2012, 10:55 — ИА Регнум. 1 августа 2012 года ведущие СМИ Запада обошло неприятное известие о рекордном уровне безработицы в еврозоне ЕС с момента введения в 1999 году общей валюты евро. Накануне статистическое бюро ЕС Евростат опубликовало сведения о состоянии на рынках труда Европейского Союза в июне месяце этого года. В абсолютном значении сейчас не имеют работу в еврозоне ЕС 17,8 миллионов человек. С начала этого года здесь лишились работы дополнительно 2 млн. человек. Количество зарегистрированных безработных в 17 странах еврозоны, согласно сведениям Евростата, только в июне месяце увеличилось на 123 тыс. человек. Безработица достигла среднего уровня от занятого населения 11,2%. Наименьший уровень безработицы в еврозоне в Австрии - 4,5%, наивысший в Испании - 24,8%. Немногим от Испании отстает Греция со своими 22,5%. Ситуация в Италии внешне не представляется критической с уровнем безработицы в 10,8% в этой стране. Но с этим замечанием вряд ли согласятся сейчас итальянские профсоюзы и оппозиционные фракции в итальянском парламенте. 2,8 млн. итальянцев сейчас сидят без работы. В Испании это количество составляет 5,7 млн. человек.
Несмотря на принятые недавно конкретные решения о финансовой помощи Испании, критическая ситуация с этой страной сохраняется и даже усугубляется. К решенной, казалось бы, проблеме рефинансирования испанских банков добавилась новая - объявленная финансовая несостоятельность отдельных испанских регионов. Самый задолжавший регион - Каталония, которой необходимо почти €7,2 млрд. 27 июля 2012 года Каталония - эта крупнейшая провинция Испании, объявила, что она неспособна рефинансировать свой долг. Ранее в этом же месяце о своей несостоятельности заявили Валенсия и Мурсия. По официальным данным, автономные регионы Испании, чтобы избежать банкротства и расплатиться по текущим долгам, нуждаются дополнительно до конца этого года в сумме в €26,4 млрд. В специальном фонде правительства на эти цели сейчас имеется €18 млрд. В государственной поддержке не нуждаются лишь 4 из 17 регионов Испании.
В сложившихся условиях Испании все труднее обслуживать свои долги. Отток капитала из этой страны за пять месяцев этого года составил €163.2 млрд. Высокий уровень безработицы прямо связан примерно с 16% сокращением объема производства в этой стране. На доходы испанской казны влияет и текущее падение розничных продаж на 2,6%. После некоторого улучшения с уровнем финансовых рисков долгосрочных кредитных обязательств Испании, они вновь приблизились к критическому уровню 7%.
Сохраняется неустойчивое состояние и в Италии. Представление о масштабности возникших к лету проблем на юге еврозоны дает сравнение абсолютных размеров ВВП Греции, Испании и Италии - соответственно, €211,41 млрд.; €1,017 трлн.; €1,329 трлн. Т. е. экономика Испании равна почти пяти греческим, а Италии - более шести. В настоящий момент точкой, несущей самые большие риски еврозоне, является Испания. Кошмаром европейских политиков становится крах еврозоны через эффект домино. За Испанией последует Италия, и не найдется финансовых средств, чтобы прикрыть эти две гигантские бреши.
В конце прошлой недели испанское правительство опровергло сообщение Reuters, что встреча в Берлине 26 июля 2012 года министра финансов Испании Луиса де Гиндоса с его немецким коллегой Вольфгангом Шойбле была связана с консультацией о дополнительной финансовой помощи Испании на сумму в €300 млрд. (!) Последующее оживленное обсуждение проблемы в журналистском кругу Брюсселя определило, что возможный источник информации авторитетного информационного агентства был в Берлине, а не в Мадриде.
Лидеры еврозоны последние недели упорно повторяют, что они приложат все усилия для спасения евро. В прошлый четверг 26 июля в Лондоне директор Европейского центрального банка Марио Драги сделал важный жест, имеющий прямое практическое значение. Он дал понять, что Европейский Центробанк может возобновить выкуп облигаций проблемных стран на вторичном рынке. Подобные операции были приостановлены ЕЦБ в феврале этого года. Заявление Драги позволило удержать вслед за этим риски для Испании и Италии на приемлемом уровне. Риски испанских 10-ти летних облигаций за два дня опустились на один процент с 7,7% до 6,7%. Но последуют ли за этим уклончивым заявлением какие-либо практические шаги? Насколько долго рынки будут демонстрировать доверие до начала требуемой операции ЕЦБ?
Тем не менее, 30 июля премьер-министр Италии Марио Монти выразил показной оптимизм в интервью общественному радио RAI до начала переговоров в Париже с президентом Франции Франсуа Олландом: "Это тоннель..., но некоторый свет уже виден в его конце. Мы и остальная Европа приближаемся к концу тоннеля". Свои ожидания Монти прямо связывает с решениями прошедшего саммита ЕС 28-29 июня 2012 года. Реплика Монти является и ответом на намек, сделанный Драги. С Олландом Монти 31 июля, как представляется, обсуждал сроки конкретных действий ЕЦБ. По-видимому, правление ЕЦБ определит их на этой неделе в четверг 2 августа. Известно, что Драги в прошедшие дни проводил консультации с президентом Bundesbank Йенсем Вайдеманном о возможности синхронизации покупок облигаций ЕЦБ и фондом спасения евро. Вероятно, что ЕЦБ определит решение о закупке облигаций условиями, которые, в первую очередь, будут адресованы Испании и лишь потом Италии. По-видимому, от Испании потребуют официального запроса к ЕС о помощи и каких-то новых конкретных мер снижения бюджетных расходов.
Активность двух Марио получила официальное одобрение со стороны лидеров Германии и Франции. 27 июля совместное заявление президента Франции Олланда и канцлера Германии Ангелы Меркель должно было продемонстрировать общий подход и согласие к использованию финансовых средств ЕС для облегчения тяжести обслуживания своих долгов Испанией и Италией. В тот день заявление Драги приветствовал министр экономики и финансов Франции Пьер Московиси. Он поддержал идею о возможной интервенции ЕЦБ на рынке долговых облигаций. Но германский министр финансов Вольфганг Шойбле в тот же день публично вновь выразил сомнение в подобной мере. Как обычно, немцы требуют от получателей помощи гарантий в виде "реформ".
После переговоров с Монти в Париже Олланд сказал, что евро следует "защитить, сохранить и консолидировать", добавив, что был достигнут "значительный прогресс" в этом вопросе в минувшие недели. Во время посещения Олимпийских игр в Лондоне Олланд сделал очередное заявление в поддержку "европейской солидарности" для сокращения долгового бремени Испании и Италии. Однако Финляндия в еврозоне по-прежнему предупреждает о своем несогласии с программой скупки облигаций. Она требует себе гарантий в виде активов кризисных стран. После переговоров с Олландом Монти планирует визит в Испанию и Финляндию. Дипломатический тур в Финляндию прямо связан со стремлением нейтрализовать попытки финнов навязать их собственные схемы в деле "спасения евро".
Оптимистическое заявление Монти о "свете в конце тоннеля" по времени совпало с известиями о том, что идущие в Афинах переговоры между греческим правительством и "тройкой" (МВФ, ЕЦБ и Европейская комиссия) зашли в тупик. Греки требуют себе больших послаблений, чем могут им дать кредиторы. Тем временем Греция стоит на грани банкротства. Резервы наличного евро в греческом казначействе практически равны нулю. Тройка отказывается смягчать условия для выдачи очередного транша в €11,5 млрд. греческому правительству. Сейчас греческому правительству не хватает €3,2 млрд., чтобы погасить облигации ЕЦБ 20 августа этого года. Провал переговоров с "тройкой" может развалить нестойкую правительственную коалицию в Афинах. К прибытию делегации "тройки" премьер-министр Греции Антонис Самарас объявил о планах сокращения 200 "неэффективных организаций", что даст экономию в казну в размере €40 млн. Но подобная сумма представляется скорее насмешкой в адрес МВФ на фоне масштаба проблемы. Падение ВВП Греции составляет в этом году 7%. Это является важнейшим фактором сокращения доходов греческой казны. В сравнении с периодом предшествующего года сейчас они сократились на €1,5 млрд.
Прибытие переговорщиков "тройки" в Афины по времени совпало с визитом в эту страну председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу. Во время переговоров с ним греческий премьер обещал ускорить приватизацию и реформы в общественном секторе. Баррозу в ответ заявил: "Слов не достаточно. Действия - вот, что важно". Нынешний министр финансов Греции, выпускник Оксфорда Яннис Стурнарас, тем не менее, сообщил председателю Еврокомиссии, что из требуемой тройкой суммы экономии в €11,5 млрд. в настоящий момент сформированный греками пакет содержит €8 млрд. Запланированная на этот год приватизация государственного имущества в размере €3 млрд. дала десятую часть этой суммы. Глава агентства по приватизации Греции Костас Митропулос по причине очевидного провала ушел в отставку накануне прибытия тройки. 1 августа совещание правительственной коалиции в Афинах по мерам экономии завершилось ничем. Премьер-министру Греции нечего сказать "тройке".
За отказом смягчить условия предоставления помощи Греции следует ждать заявления МВФ об отказе от дальнейшего финансирования этой страны. Общественное мнение в Европе уже готово к подобному исходу. Впрочем, и переговоры греческого премьера с председателем Еврокомиссии, и переговоры греческого правительства с "тройкой" являются всего лишь прикрытием практических мер по выведению Греции из зоны евро. Сейчас еврозона стоит перед более масштабным вызовом.