Станислав Тарасов: Турция - что несет стране развал тандема Гюль-Эрдоган
Ахмет Север, пресс-секретарь президента Абдуллы Гюля, сообщил, что его патрон желает вновь баллотироваться на пост президента Турции. Это заявление вызвало серьезное недовольство внутри правящей партии "Справедливости и развития" (ПСР), поскольку, по словам Исполнительного секретаря ПСР Хусейна Челика, партия планирует выдвинуть на пост президента нынешнего премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. В этой связи лидер одной из оппозиционных партий Турции заявил, что "на верхних этажах ПСР начинается пожар".
Напомним, нынешний президент Турции Абдулла Гюль останется у власти до 2014 года и имеет право, как постановил Конституционный суд страны, баллотироваться на второй президентский срок. То есть у части правящего класса Турции в запасе еще целых два года для входа в предвыборный цикл. Поэтому вброс в информационное поле страны сообщения о готовности Гюля баллотироваться на пост президента нельзя отнести к категории случайных фактов. Налицо - множество подводных политических течений, закулисных договоренностей и различных политических альянсов.
Прежде всего, бросается в глаза внешний фон, на котором выступил с заявлением пресс-секретарь главы Турции - разгар сирийского кризиса. Турция оказывается в зоне геополитического риска, поскольку в Сирии, во многом, благодаря политики Турции, выпущен "из сосуда курдский джин". Загнать его обратно - независимо от дальнейшей политической судьбы президента Сирии Башара Асада - будет очень непросто. К тому же, как отмечают турецкие СМИ, премьер-министру Эрдогану не удалось своими эмоциональными заклинаниями настроить общественное мнение страны в пользу войны в Сирии. Более того, многие турецкие эксперты стали серьезно опасаться того, что вслед за сирийскими и турецкими курдами свои политические требования обозначат остававшиеся до сих пор мирными представители алавитского меньшинства в Турции. Они, как констатирует телеканал "Аль-Джазира", считают, что Асад "старается сохранить толерантную, плюралистическую Сирию".
Но главная интрига сейчас в иных сюжетах. Как пишет турецкая газета Today`s Zaman, Ахмет Север также сообщил, что президента Турции особенно расстраивает тот факт, что две значительные инициативы начатые правящей партией - решение курдского вопроса, а также нормализация отношений с Арменией - не принесли результатов. "Господин Гюль заявил, что существовали благоприятные условия для решения курдского и армянского вопросов, однако инициативы прервались, и это действительно расстроило президента",- констатировал Север. Кем же были прерваны эти инициативы? Пока легче всего ответить на вопрос относительно срыва ратификации турецко-армянских цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию отношений между Турцией и Арменией и открытие между ними границ. Кстати, об этом почти открыто говорил президент Турции Гюль еще весной 2009 года: "Придет время и все одобрят политику Турции". Но на этом направлении на Анкару огромное давление оказывал и оказывает Азербайджан, настаивая на увязку этого вопроса с карабахским урегулированием.
Теперь, похоже, ситуация меняется. Неслучайно в эти дни в Турции с визитом находился помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон, которого считают одним из главных западных идеологов процесса армяно-турецкого сближения, сторонника "вдохнуть новую жизнь" в цюрихские протоколы. Накануне он высказал уверенность в том, что "нормализации отношений между Арменией и Турцией окажет положительное влияние на весь регион", и что "Турция предпримет шаги в направлении ратификации армяно-турецких протоколов".
Что же касается инициативы президента Гюля в отношении курдов, о чем упоминает его пресс-секретарь, то тут не все выглядит однозначно. В специальной литературе бытует множество версий относительно "азербайджано-курдских" связей в Турции, точнее, возможностях Баку манипулировать курдской проблемой в целях достижения своих целей в политике Турции. На наш взгляд, все они нуждается в детальной проверке. Пока обратим внимание на иной аспект. Курды возлагали большие надежды на правящую партию Турцию, ожидая от нее решения своей проблемы. Однако политика Эрдогана на этом направлении серьезно убавили популярность ПСР среди курдов. Более того, сирийский кризис и действия сирийских курдов в сторону создания своей автономии застали Анкару только на этапе обсуждения решения курдского вопроса. Поэтому Анкара оказалась в своеобразной ловушке: либо начать осуществление демократических реформ по отношению к "своим" курдам, вызывая противодействие оппозиционной Партии националистического действия, либо проводить политику "ястребов", и еще более отчуждать курдов, которые составляют заметную часть электората правящей партии. Судя по всему, у Эрдогана с каждым днем исчезает ресурс лавирования не только во внешней политике, но и между разными политическими группировками в правящей партии. Одна из них решила сделать ставку на президента Гюля, разваливая озвученный ранее сценарий "рокировки". Тахой Акелем, один из близких к Эрдогану деятелей, ранее заявлял: "Срок пребывания на посту Абдуллы Гюля - 7 лет, он завершится в 2014 году. А Реджеп Тайип Эрдоган в 2014 году будет избран президентом. В это время Абдулла Гюль не будет депутатом и не сможет сразу стать премьер-министром. Временно эту должность займет Бюлент Арынч. Затем будет созван чрезвычайный съезд правящей партии, и Абдулла Гюль будет избран ее председателем, а затем, войдя в парламент по итогам выборов 2015 года, он станет премьер-министром". Но, как выясняется, развал тандема Эрдоган-Гюль меняет не только такую аппаратную конструкцию, но и способен взорвать изнутри правящую партию.