Предвыборная Армения: между ЕС и Евразийским союзом
"Подключить Армению к процессу формирования
Задача не из легких, если учесть, что сближение Армении с
Очевидно, что власти Армении оказались в довольно щекотливой ситуации, особенно если учесть, что у России есть немало мощных рычагов воздействия на Ереван - например, тарифы на поставляемый в республику российский газ, слухи о возможном повышении которых распространяются всё последнее время, или переговоры о предоставлении российского кредита на миллиард долларов. Неслучайно, в ходе встреч с руководителями Госдумы и Совета Федерации армянские политики выдвигали на первый план военно-политический аспект двустороннего стратегического сотрудничества, подчеркивая, что именно оно является краеугольным камнем национальной безопасности государства. Проще говоря, Ереван очень хотел бы оставаться под российским "силовым зонтиком", одновременно осуществляя сближение с ЕС, что, согласно многочисленным заявлениям, является "историческим выбором" страны.
Вероятно, понимая, в каком дискомфорте очутился армянский союзник, как Нарышкин, так и Матвиенко пытались убедить ереванских собеседников в том, что "евразийский проект" никак не противоречит евроинтеграци, напротив, дополняет её - по формуле "если уж в Европу, то вместе с Россией". В этой связи Серегй Нарышкин, в частности, заявил, что "руководство Армении внимательно следит, как развивается проект Евразийского союза и стремится определить свое место в этом проекте, понимая, что евразийское экономическое пространство является форматом для развития экономических отношений". Это совпадает с ранее высказанным премьер-министром Армении
Такая индифферентная позиция, впрочем, не помешала Валентине Матвиенко призвать армянский парламент "как можно быстрее рассмотреть и ратифицировать Договор о зоне свободной торговли в
Очевидно, что и Брюссель, и Москва требуют от Еревана четко обозначить вектор своих предпочтений. И столь же очевидно, что армянская сторона попытается насколько только возможно затянуть паузу. Некоторые эксперты предполагают, что конкретного ответа не будет вплоть до предстоящих в феврале 2013 года президентских выборов, в ходе которых действующий президент
Сегодня армянский руководитель в этом вопросе может рассчитывать на благорасположение как России, так и Европы, его переизбрание - в том числе и при поддержке внешних игроков - выглядит более чем реальным. Но положение изменится, если Ереван заранее раскроет свои внешнеполитические предпочтения. Ведь каков бы ни был окончательный ответ, он автоматически лишит армянскую власть помощи и поддержки либо Запада, либо России. И в том, и в другом случае это негативно отразится на социально-экономическом положении страны, а следовательно - поставит под угрозу внутриполитическую стабильность. Между тем, если выборы пройдут гладко, без вопиющих нарушений и будут признаны международным сообществом, это укрепит положение действующей власти, усилит её позиции в переговорах с зарубежными партнерами.
Партнеры, в свою очередь, пока напрямую не прибегают к "кнуту", демонстрируя "пряник". ЕС, например, обещает после президентских выборов собрать давно заявленную конференцию стран-доноров, результатом чего могут стать инвестиции в армянскую экономику. Несколько смягчился и подход к карабахcкому урегулированию, о чем свидетельствуют, например, позитивные оценки прошедших там президентских выборов и небывалое количество наблюдателей из Европы, США и иных государств.
На "карабахском поле" играет и Россия. Побывавшие в Карабахе в качестве наблюдателей российские представители - депутаты от
Однако если предположить, что зарубежные партнеры через некоторое время найдут нужным прибегнуть в разговоре с Ереваном также и к "кнуту", то очевидно, что у Москвы для этого больше возможностей. И не только на финансово-экономическом и внешнеполитическом поле. Главное - возможность воздействия на внутриполитическую обстановку. "Российским рычагом" в этом плане является партия "Процветающая Армения" (ППА) - пророссийская и "проевразийская" политическая сила, де-факто руководимая экс-президентом
Например, ереванская газета "Грапарак" сообщает, что ныне всерьез рассматривается возможность перехода от президентской к парламентской форме правления, причем заинтересованность в данном вопросе демонстрирует именно Россия. Конфигурация выглядит следующим образом: Серж Саргсян остается на посту президента, а существенная часть власти переходит к премьер-министру. Подобные предположения делаются на основе того, что действующий премьер-министр Тигран Саркисян имеет реноме последовательного сторонника евроинтеграции (он не раз говорил, что вхождение Армении в Таможенный союз и
Такая версия предполагает, что ППА должна участвовать в президентских выборах со своим кандидатом. А если она поддержит кандидатуру Сержа Саргсяна, то лишь при получении твердых гарантий, что поствыборные процессы будут развиваться в заранее обговоренном направлении. Одно непонятно - какие в таких вопросах могут быть гарантии.
Понятно, зато, другое. Впервые за 20 лет новой армянской независимости вопрос внешнеполитических предпочтений займет существенное место в предвыборной кампании. Ранее этого никогда не бывало, так как пророссийский вектор армянской внешней политики, в целом, был несомненен. Само по себе это означает, что роль и значение внешних игроков в жизни страны в ближайшей перспективе будет возрастать. Если учесть, что всё это так или иначе, причем достаточно тесно, будет соотноситься и с развитием обстановки на Ближнем Востоке и вокруг Ирана, а также возможным возобновлением армяно-турецкого диалога, предсказать результаты подобного вмешательства становится довольно проблематично.
Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)