Давно прогнозируемая анклавизация русскоязычного севера и гагаузско-болгарского юга Бессарабии, похоже, обретает вполне осязаемые очертания. Во всяком случае, принятое 26 июля муниципальным советом второго по величине бессарабского города Бельцы решение провести референдум о "расширении автономии", если и не станет юридическим прецедентом, то придаст центробежным процессам ту необходимую динамику, которая сделает их необратимыми и независимыми от чьего-либо желания.
Невнятность формулировки (как можно "расширить" то, чего нет?), "неконституционность" инициативы, ввиду того что решения подобного рода должны приниматься "только на общереспубликанском, а не местном референдуме", и то обстоятельство, что исходит она от "теряющей позиции" Партии коммунистов Владимира Воронина, на что поспешили обратить внимание некоторые кишиневские эксперты, - в данном случае, вопросы второстепенные. Общереспубликанский референдум по этому и многим другим "вечным" и болезненным вопросам внутренней и внешней политики Бессарабии, таким как государственный статус русского языка, признание независимости Приднестровской Молдавской Республики, присоединение к Румынии, интеграция в ЕС и НАТО либо в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, наконец, референдум о государственном самоопределении Бессарабии в целом или отдельных ее частей, который, по идее, должен был состояться еще 21 год назад, - это кошмар правящего Альянса за евроинтеграцию. Между тем, пока еще Партия коммунистов обладает необходимыми ресурсами для подобных инициатив и могла бы реализовать их, если бы в действительности этого хотела. Пример внепарламентской Социал-демократической партии Виктора Шелина, сумевшей собрать за референдум о вступлении в Таможенный союз больше подписей, чем того требует бессарабское законодательство, - тому подтверждение.
Проблема в том, что эта, как и предыдущие инициативы ПКРМ, в частности по "возвращению" исторической символики Молдавского княжества, носят половинчатый, опереточный и сиюминутный характер. К серьезным шагам компартия по-прежнему не готова. Ту же инициативу Шелина Партия коммунистов не только не поддержала, но и попыталась всячески дискредитировать, несмотря на то, что евразийская интеграция заявлена одной из главных ее программных целей. Растрачивая энергию на рефлекторную борьбу за возвращение к власти и ревнивые упреки в адрес соседей по левому флангу, партия Воронина, похоже, не осознает всей серьезности нависшей над ней угрозы. После запрета партиями правящего альянса коммунистической символики (что, очевидно, лишь первый шаг по выведению ПКРМ из легального политического поля), в то время как конкуренты по левоцентристскому флангу, значительная часть из которых - бывшие члены воронинской партии, постепенно набирают силу, от борьбы за переформатирование властной конфигурации пора переходить к переформатированию Бессарабии. К тому, что в реальности отвечает интересам граждан, уставших от перманентного политического кризиса в существующей лишь в декларациях политической элиты "Республике Молдова". В противном случае - смерть и забвение.
Так или иначе, с подачи ПКРМ, лед тронулся. Сумеет ли эта партия довести начатое до конца или нет - уже не важно. Не сможет эта, смогут другие. Поскольку проблема не в том, что компартия использует любые возможности, чтобы остаться на плаву, как это хотели бы видеть в Кишиневе, а в том, что весь узел противоречий, в том числе и территориальных, который существует в Бессарабии все время ее "независимого" и "суверенного" существования, за 3 года правления Альянса за евроинтеграцию запутался до такой степени, что теперь его можно только разрубить. Бельцы, позиционирующие себя как "русский город", гагаузы, считающие себя одновременно частью русского и тюркского миров, которых назначенный правящим альянсом президент Николай Тимофти недавно обвинил в нежелании "евроинтегрироваться", категорически не хотят становиться румынами. Причем не только румынскими, но и бессарабскими тоже. И в этом с ними солидарно, согласно всем официальным и неофициальным данным, включая последние соцопросы, подавляющее большинство населения Бессарабии. Поэтому дальнейшая радикализация политики Кишинева (а каких-либо признаков того, что она изменится, не наблюдается), противоречащая интересам как национальных меньшинств и регионов, так и "титульного" большинства, неизбежно обернется усилением центробежных процессов, консолидирующими центрами в которых выступят Бельцы и Гагаузия.
Башкан Гагаузии Михаил Формузал уже заявил, что "целиком и полностью" поддерживает решение муниципального совета Бельц, закрыв при этом глаза на то, что инициатива исходит от его давнего врага - ПКРМ, и забыв про "друга" - премьера Владимира Филата, который отдал распоряжение спецслужбам разобраться с бельцкими "сепаратистами". Гагаузская элита, неизменно позиционирующая себя в качестве сторонников "молдавской государственности", не брезгающая во внутриполитической борьбе сотрудничеством с партиями АЕИ, тем не менее, не забывает напоминать о своем праве на самоопределение в случае утраты "Республикой Молдова" независимости и по-прежнему проявляет способность к консолидированному отпору при участившихся в последнее время попытках ущемления и без того номинальных прав автономии и призывах к ее полной ликвидации. Иными словами, "молдавский патриотизм" гагаузских лидеров существует "постольку-поскольку" и "до тех пор пока" и не станет большим, чем патриотизм гагаузский, так как отклонение от этого курса грозит им потерей своего электората. К слову, очередная годовщина провозглашения просуществовавшей с 1990-го по 1994-й год Гагаузской Республики, неизменно с особым размахом отмечаемая в автономии, в этом году впервые будет праздноваться не только в столице Комрате, но и во всех райцентрах Гагаузии. Соответствующее постановление Формузал подписал в тот же день, когда Бельцы потребовали "расширения автономии".
Анклавизация и эскалация противостояния с Кишиневом неизбежно будут подталкивать юг и север Бессарабии к Приднестровью, поскольку больше им просто негде искать поддержки. Москва, которая уже почти 10 лет продолжает грезить "федеративной Молдавией" и по-прежнему плохо представляет себе свои интересы в регионе, будет пассивно наблюдать, что из всего этого получится, периодически, по первому требованию декларируя приверженность "суверенитету и территориальной целостности Республики Молдова". Вашингтон, Брюссель, Бухарест и Киев активно поддержат Кишинев и осудят "сепаратизм". Однако решать в конечном счете будет население. Как оно уже решило в 1990 году в Приднестровье и Гагаузии. И в том же Приднестровье в декабре 2011 года, когда проголосовало на президентских выборах за Евгения Шевчука, олицетворявшего для него продолжение курса на независимость, и отказало, несмотря на беспрецедентное давление, кремлевскому кандидату Анатолию Каминскому и перспективе присоединения к Бессарабии. И хотя, комментируя инициативу Муниципального совета Бельц, Шевчук заявил, что "не хочет вмешиваться во внутренние дела Молдавии", это, скорее, дань дипломатическому этикету и следствие реализуемых на пару с Филатом "мер доверия", работающих больше на улучшение имиджа обоих в глазах "международных партнеров", а не на реальное сближение Бессарабии и Приднестровья. Пассивность ПМР на бессарабском направлении обусловлена зацикленностью на собственной международной непризнанности. Однако же, когда очередные "сепаратистские анклавы" появятся у Тирасполя под боком, от этого уже нельзя будет отмахнуться. Так же, как и от бессарабских пенсионеров из приграничных с Приднестровьем районов, предпочитающих оформлять пенсию в ПМР. Тогда создание Большого Приднестровья станет актуальным вызовом, а лелеемые в Москве федерализационные проекты смогут наполниться новым содержанием.