Узбекский эксперт: Бесконфликтный выход для РФ и Средней Азии - "Новый Шелковый путь"
Бесконфликтным выходом для РФ и всех государств региона является, по всей видимости, совместное скоординированное участие в реализации афганской стратегии США "Новый Шелковый путь" с последующим расширением рамок регионального сотрудничества. Об этом, комментируя некоторые аспекты политики России в Средней Азии, в ходе виртуального круглого стола "Советы
Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, по ее мнению, в настоящий момент "России следует быть более гибкой и разработать четкую стратегию в отношении стран Средней Азии и Казахстана и смежных пространств с учетом новых политических реалий".
Более того, уверена она, "бесконфликтным выходом для РФ и всех государств региона является, по всей видимости, совместное скоординированное участие в реализации афганской стратегии США "Новый Шелковый путь" с последующим расширением рамок регионального сотрудничества. Тем более, что созданный за последние годы формат регионального сотрудничества в Афганистане существенно ограничивает попытки отдельных стран единолично решать все возникающие проблемы, а проблемы безопасности среднеазиатского региона способны вызвать далеко идущие региональные последствия. Тут уже не до дележа сфер влияния. Мировое сообщество дошло, по всей видимости, до той красной черты, которая отделяет нас от новой глобальной катастрофы" - уверена политолог.
Рассматривая ситуацию в более конкретной плоскости, специалист отметила, что "сценарий дальнейшей дезинтеграции геоэкономического / геополитического пространства бывшего СССР наиболее вероятен. Однако при условии успеха реализации токийских соглашений по Афганистану (8 июля с.г.), в чем большинство заинтересовано, может быть положено начало интеграционным процессам". В свою очередь, "сценарий формирования геоэкономического / геополитического блока под эгидой Китая маловероятен с учетом внутренних проблем в самом Китае (разногласия в обществе по ключевым вопросам развития страны, демографические проблемы, противоречия по линии "город-село" и др.), культурной малопривлекательности КНР и несовместимости с регионом Средней Азии, геополитических предпочтений среднеазиатских стран".
Еще один сценарий - "ре-интеграции геоэкономического / геополитического пространства бывшего СССР маловероятен в ближайшей перспективе в силу разности потенциалов и ресурсов, что исключает реальное равенство субъектов интеграционного процесса". При этом, по мнению Гули Юлдашевой, "в долгосрочной перспективе при разумно выстроенной с учетом интересов всех среднеазиатских государств политике России ре-интеграция постсоветского пространства возможна и необходима с учетом китайского, афганского и ближневосточных факторов".
Тем временем, "по всей видимости, следует ожидать тесное партнерство в многосторонних и двусторонних проектах региональной значимости, что может подготовить для этого благоприятную почву. В этом смысле полностью разделяю мнение коллег о необходимости концентрации на гуманитарной и экономической составляющей сотрудничества России и Средней Азии, выработки эффективной процедуры привлечения на российский рынок труда временных трудовых мигрантов, обеспечения всем гражданам среднеазиатских государств соответствующих механизмов защиты их прав и свобод на территории РФ" - заключила эксперт.