Лукашенко: Студенты должны грызть науку на полях и фермах
Белоруссия, 25 июля, 2012, 14:54 — ИА Регнум. По мнению
Лукашенко поинтересовался у Маскевича выполнением своего распоряжения по сокращению сроков обучения по определенным специальностям в вузах и ссузах, отметив: "Я поручал фундаментально проработать этот вопрос".
"В противном случае получается так, что студент с первого до окончания пятого курса сидит в аудитории, ему о чем-то рассказывают преподаватели. А я открыто говорил, пусть на меня не обижаются, многие преподаватели сами плетутся в хвосте событий. О чем они могут рассказать? Так сложилась жизнь, что, допустим, в промышленности, в сельском хозяйстве, конкретное производство ушло далеко вперед. А преподаватели, к сожалению, отстали. Поэтому надо перенести центр тяжести в производство, на поля, на фермы, на заводы, на фабрики и там учить будущих специалистов, - сказал Лукашенко. - Два года, к примеру, они должны "грызть" науку в стенах академии, университетов, институтов, а остальные два года, если мы сокращаем с пяти до четырех лет срок обучения по некоторым специальностям, они должны быть на конкретном производстве".
"И еще важно: если человек попал не туда, так пусть он еще в студенческие годы поймет, что не туда попал, и ищет свою дорогу в жизни. А не то, что мы ему образование дали, а он по своему образованию работать не сможет, - добавил он. - Когда человек готовится на производстве и в поле, его легче пристегнуть к этой жизни, к этой будущей работе. Одно дело в аудитории сидеть и по книжкам учить будущую специальность, а другое дело осваивать ее. Поэтому я уверен, что большинство влюбится в студенческие годы в свою профессию".
"Сегодня основные знания там. И преподаватель будет учиться, как возделывать какие-то сельскохозяйственные культуры и как создавать нефтехимическую, химическую продукцию, и таким образом подтянется до уровня производства, и студент. Это очень важно, - подчеркнул Лукашенко. - Некоторые же предметы у нас во многих вузах только ради того, чтобы их пройти. Они тысячу лет не нужны, их забудут студенты тут же по окончании курса. Так, может, где-то их вообще убрать, сократить, где-то сделать факультативом, как в школе, чтобы студент представление имел?".
По мнению Лукашенко, при подготовке профессионала недопустимо потерять гражданина: "Тут опасно и сузиться: будет врач, который не знает истории. Что это такое? Он же еще и гражданином должен быть. Здесь все должно быть в оптимальном варианте".
"И подводя черту, я всегда говорил: реформы в системе образования закончены. Надо где-то что-то дошлифовывать - пожалуйста. Никто не должен превращать образование опять в некую политическую сцену или разворачивать спор, допустим, о языках: что важнее - белорусский или русский. И тот, и другой для нас важны - это государственные языки. Поэтому есть нормальная у нас система - ее надо дошлифовывать и не создавать очаги напряженности. То мы начинаем говорить про языки, то о стоимости образования, и завтра уже побежим впереди планеты всей по стоимости образования. Если мы пойдем сейчас на платное образование, то мы отсеем многих трудяг, которые из бедных семей, и они не попадут в вузы. Это что, нашему государству надо, это наша политика? Нет! Поэтому надо смотреть на более бедные слои населения, чтобы их дети не были потеряны и получили в свое время образование. И я, и вы - выходцы оттуда. Об этом не надо забывать", - констатировал Лукашенко.
Маскевич в свою очередь сообщил, что Министерство образования провело большую работу по изучению возможностей сокращения сроков обучения и приняло решение о переходе на первой ступени высшего образования с 5-летнего срока обучения на 4-летний, а также об увеличении срока обучения на магистратуре с одного до двух лет. По словам Маскевича, оптимизация сроков обучения коснется порядка 60% специальностей - в основном педагогического, экономического, технического профиля.
С 2013 года в Белоруссии года будет введено распределение студентов после III курса по некоторым специальностям с целью приблизить будущего молодого специалиста к практической работе.
Лукашенко поручил уделить особое внимание качеству образования в старших классах школ с тем, чтобы максимально подготовить подростков к учебе в вузе. Он указал на необходимость развития учебно-лабораторной базы школ, учреждений профессионально-технического образования, поручил концентрировать средства и проводить централизованные закупки для учреждений образования страны, обеспечивая необходимым оборудованием кабинеты физики, химии, биологии, создавая ресурсные центры.
Как сообщало ИА REGNUM, 21 марта правительственная газета "Звезда" ("Звязда") опубликовала заявление министра образования Белоруссии Сергея Маскевича о том, что с 1 сентября 2012 года в школах Белоруссии преподавание истории и географии может быть переведено на белорусский язык. Глава Минобразования отметил также, что преподавание "Истории Белоруссии" будет переведено на белорусский язык и в вузах. По мнению белорусских учёных и общественников, данные инициативы противоречат Конституции Белоруссии и нарушают фундаментальные гражданские права белорусов, закреплённые также в международных договорах, ратифицированных республикой. Белорусские учащиеся изучают ряд предметов исключительно на белорусском языке (например, предмет "Моя страна - Белоруссия"), учебная литература по таким предметам, как "История Белоруссии" на русском языке практически отсутствует в вузовских библиотеках и крайне редко встречается в книжных магазинах. Изданная же на русском языке литература содержит искаженное представление о русской истории, например - о характере Отечественной войны 1812 года, которая, по мнению руководства Академии наук Белоруссии, не является "Отечественной".
Также напомним, власти Белоруссии заявляют о высочайшем качестве подготовки специалистов в Белоруссии и реализации стандартов "Болонского процесса". Так, в июле 2011 года Минэкономики Белоруссии проинформировало о том, что республика присоединится к Болонской декларации до конца 2012 года.
Отметим, по итогам всебелорусского референдума 14 мая 1995 года русский язык получил статус государственного языка Республики Беларусь, равного с белорусским языком - за это высказались 83,3% проголосовавших граждан республики. Соответствующие поправки были внесены в Конституцию и законы республики, при всем при том прозападная доля белорусской оппозиции не признала итогов референдума, добивается возврата к дискриминации белорусов по признаку языка и свержения инициировавшего референдум Александра Лукашенко.