Максим Рева: Продовольственная инфляция и безопасность
Не осмелившись делать новогодний подарок в виде индексации тарифов на услуги естественных монополий и повышения акцизов на бензин, табак и алкоголь пред выборами президента, правительство перенесло столь неприятное для населения событие на начало сезона отпусков. По данным
Полугодовое инфляционное ожидание привело к тому, что ещё до индексации тарифов и увеличения акцизов предприниматели стали закладывать в стоимость своих товаров и услуг предполагаемый рост своих затрат. В особенности инфляционное ожидание отразилось на продовольственном рыке, где стали развиваться спекулятивные тенденции.
Ещё до первого июля, в апреле в стране начался существенный рост цен на продукты питания. В мае при росте инфляции в районе 3%, продовольственная инфляция составила 9,8%, в июле продовольствие подорожало на 23,5%. В прошлом году в те же месяцы инфляция составила 1,6% и -0,2% соответственно. Особенно подорожала плодоовощная продукция. Овощи и фрукты в июне по сравнению с маем стали дороже на 13,4%, а с начала года - на 28,8%. Репчатый лук вырос в цене в июне на 39,6%, белокочанная капуста - на 28,6%, картофель - на 24,4%, морковь - на 21,9%, свекла - на 18,3%. В результате инфляция в первый месяц лета, ещё до повышения тарифов и акцизов, составила 0,9% за месяц, превысив прогноз министерства экономики и развития на 0,3%. Новый министр экономического развития
До первого июля в магазинах крупных торговых сетей почти не видно было свежих отечественных овощей, но после первого июля появилось много овощей явно несвежего, лежалого вида ценники которых говорили об их отечественном происхождении. В течение трёх недель цены на эти продукты упали на 25-40%, при этом их товарный вид, по ходу поступления свежих партий, заметно улучшился. Такая ситуация говорит нам о том, что торговцы придержали товар на складах до искусственного повышения тарифов и акцизов, что заметно сказалось на сокращении предложения на рынке и росте цен. В этой связи стоит заметить, что в прошлом году торговые сети жаловались на то, что из-за хороших урожаев темпы роста продовольственной инфляции низкие, что сказывается на их операционной прибыли и связывали свои надежды на рост инфляции во второй половине 2012 года.
Однако надежды на ускорения инфляции не сбываются. В первую неделю июля действительно наблюдалось резкое увеличение темпов роста инфляции. За этот период цены выросли на 0,8%, в прошлом году в это же время цены поднялись только 0,1%. Однако в годовом сравнении прошлогодняя инфляция составляла в начале июля 5,1% в этом же году 4%. Уже во вторую неделю июля темп роста инфляции сократился до 0,2%. На замедление инфляции повлиял рост курса рубля и прекращения инфляционных настроений, преобладавших в первой половине этого года. Надо заметить, что повышения тарифов госмонополий и акцизов не сказалось на росте розничной стоимости топлива, цена которого, не изменилась. Так же, на рост инфляции ни как не повлиял существенно пониженный в начале этого месяца прогноз по урожаю в США. В середине июля рост цен на продовольствие в России замедлился до 1,3%.
Почти 55% посевных территорий в США пострадали от аномальной жары и засухи. Министерство сельского хозяйства США, понизило на 75 млн. тонн до 300 млн. тонн прогноз урожая по основной сельскохозяйственной культуре США, кукурузе. Ожидаемый урожай пшеницы составит около 60 млн. тонн. В результате цены на кукурузу и сою уже достигли исторических максимумов. Стоимость пшеницы на мировых рынках, на фоне прогноза на урожай зерновых в России, которой Министерство сельского хозяйства РФ понизил с 93 млн. тонн до 85-80 млн. тонн, так же стремится к историческим рекордам. Напомню, что в прошлом рекордно-урожайном году в России удалось собрать 93 млн. тонн зерна.
Не смотря на аномальные климатические условия способные вызвать на мировом рынке дефицит зерновых и масленичных культур, в России даже после понижения прогноза ожидается достаточный урожай, позволяющий удовлетворить внутренний спрос, сделать запасы и экспортировать 16 млн. тонн зерна. Тем ни менее, по мнению экономистов на инфляцию в России может существенно повлиять мировой рост цен на зерновые. Это обусловлено сохраняющимся мнением о продовольственной зависимости России от импорта. Так, например, через полгода можно ожидать резкого роста цен на импортное мясо из-за удорожания на мировых рынках растительных кормов.
Однако за последние семь лет Россия сделала существенные шаги, направленные на продовольственную независимость. В 2005 году Россию импортировала 50% мяса, а уже в 2011 году страна смогла обеспечить себя мясом на 75,4%. По мясу птицы Россия из импортёров превращается в экспортёра. Так, в этом году Россия может сократить импорт мяса птицы до 400 тыс. тонн, увеличив его производства до 3,6 млн. тонн. 19 января этого года первый вице-премьер РФ
Как показывает статистика этого года, рост цен на продовольствие не совпал по времени ни с прогнозами на плохой урожай зерновых в мире ни с ростом тарифов естественных монополий и акцизов. Рост продовольственных цен спровоцировали два фактора, падение стоимости рубля и инфляционное ожидание бизнеса от заявленного повышения тарифов и акцизов.
Резкий рост цен на продукты в мае и в июне, можно с уверенностью назвать спекулятивным. Рост инфляции в эти два месяца отчётливо показал, что государство способно влиять на повышения цен продовольственного рынка, но не может, не административно, не рыночно, не информационно не допустить спекулятивного роста стоимости продовольствия. При этом надо отметить, Центробанк, проводя политику контроля над инфляцией, провёл необходимые вмешательства на валютном рынке с целью, в том числе спекулятивной игры на падения рубля. В тоже время правительство ограничилось только констатацией факта аномального роста цен на продовольствие и выражения надежды, что с новым урожаем рост цен замедлится. Судя по всему членам правительства время от времени стоит внимательно перечитывать историю России, которая учит нас тому, что потеря контроля над продовольственным рынком может привести к катастрофическим последствиям для государств и народа.