"Экспертное сообщество не исключает обострения политической ситуации в Киргизии и вокруг неё к осени 2012 года, когда оппозиция планирует подвести итоги работы правительства в экономической, социальных сферах, а также оценить результаты борьбы с коррупцией, других реформ", - заявил сегодня, 16 июля, профессор Мадридского университета Кадыр Маликов в интервью ИА "24.kg".

"Несмотря на то что в обществе сейчас действительно преобладает равнодушное отношение к внутриполитической жизни, усугубилось недоверие к политикам вообще, а основная часть граждан страны сейчас больше озабочена выживанием, всё же протестный потенциал может вырасти до критической точки. Ведь для каждого очевидно - жизнь становится заметно дороже (выросли цены на основные продукты питания) и соответственно жить становится всё труднее. Население, особенно в регионах, всё отчётливей разделяется, и не на три привычных категории (богатые, средние и бедные), а уже на две - бедные и очень бедные", - сказал эксперт. Маликов вместе с тем отметил, что "митинги, протесты в рамках и формах, предусмотренных законами страны, - нормальное явление для демократического процесса", однако "свободная политическая конкуренция подразумевает не только конструктивную критику правительства, парламента, президента, но и наличие у оппонирующих сторон конкуренции идей, интеллекта, кадров".

"Следует признать, что в Киргизии всё заметней роль и влияние на внутреннюю политику внешнего фактора, который обычно также используется всеми внутренними политическими силами", - подчеркнул он. "Сегодня Средняя Азия (в том числе Киргизия) становится площадкой столкновения геополитических интересов России и США в виду намечающихся президентских выборов в Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане и, возможно, досрочных президентских выборов в Афганистане, а также президентских выборов в США и в Иране. 2013 год обещает быть жарким во всем регионе.

Вполне возможная перспектива смены режимов по сценарию арабской весны в республиках Средней Азии кроме, наверное, Киргизии, вопросы нестабильного Афганистана (который влияет на стабильность Пакистана), проблемы растущего радикализма - все эти угрозы заставляют искать гарантии безопасности режимам стран Средней Азии как со стороны РФ, так и США.

Результаты исполнения взятых на себя двусторонних обязательств между КР и РФ, КНР, США, Турции, возможно, также будут влиять на определение акцентов в многовекторной политике Киргизии уже к осени нынешнего года", - сказал профессор Мадридского университета.

"Членство в структурах СНГ накладывает дополнительную ответственность. Это и вопросы двусторонних и многосторонних договоров сотрудничества с партнёрами по СНГ, прежде всего с РФ (вопросы Таможенного союза, строительства ГЭС, дальнейшего углубления стратегического сотрудничества в рамках ОДКБ). Не забывайте и о заявленной активизации отношений с Турцией, США (странами блока НАТО), обещания о выводе Центра транзитных перевозок "Манас" из Киргизии, поиски основ для расширения сотрудничества с КНР, Ираном, новые отношения с Грузией, Катаром... Одним словом, сложные пути многовекторности.

Ситуация в Афганистане после 2014 года, реальные возможности ОДКБ по обеспечению безопасности в регионе, выход Узбекистана из ОДКБ, возможное предоставление территории военного аэродрома "Айни" для войск НАТО в Таджикистане, вполне ожидаемый возврат военной базы США в Ханабад (Узбекистан) - все эти перспективы повлияют на обострение многоуровневой борьбы.

Первым из которых будет уровень геополитических столкновений крупных игроков - РФ, США, КНР - в защите и укреплении своих интересов в регионе. Затем он переходит на региональный - между самими странами Средней Азии с участием блоков ОДКБ, ШОС, НАТО (Узбекистаном, Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, Киргизией при участии Турции) - и заканчивается внутриполитическими столкновениями на национальном уровне между политическими группировками внутри самих стран Средней Азии", - пояснил Кадыр Маликов.

"Однако раскачивание региона может происходить и по другой траектории, например вокруг Афганистана, и не только. Или через создание пояса перманентной угрозы вокруг и внутри России (Северный Кавказ, Поволжье), ИРИ (Белуджистан) и КНР (Синьцзян) посредством активизации террористических непримиримых, радикальных групп в Средней Азии. Такой сценарий может одновременно повлиять на дискредитацию политического ислама и исламского процесса возрождения в Средней Азии вообще. И это только одна из возможных моделей проецирования событий в регионе, с учётом которой Киргизия должна выстраивать внутреннюю и внешнюю политику", - заключил эксперт.