Наталья Эфендиева: Кома жанра "военное кино"
В канун Дня Победы один то и дело оскандаливающийся канал пытался поставить фильм о четырех майских днях в конце Великой Отечественной. Достоверность происходящего возмутила часть общественности. Картину с показа сняли. В июне история повторилась - для очередного военного киноопуса нашли самое подходящее время, граждане вновь принялись протестовать. Министр культуры
Война экранная
Из года в год телеканалы предпочитают гонять (и скоро, по всей видимости, загонят окончательно и бесповоротно) одни и те же названия. Редко-редко меж ними оказываются картины, снятые, например, в военное время. Та же история с фильмами 1950-1960-х годов и далее. Хотя выбирать есть из чего - с 1941 по 1991 год в СССР сняли 583 военных кино- и телефильма. Спору нет, не с каждой работы стоит сдувать пыль и вытаскивать на всеобщее обозрение. Но уж полсотни, а то и сотню фильмов, сделанных на уровне уже привычных для уха и глаза, набрать получится. А ведь еще есть массив европейских фильмов на темы Второй Мировой - польских, чешских, болгарских, немецких, французских. До нас они добираются в совсем уж смехотворно скудном количестве. Разумеется, показывать проверенное телерейтингом безопаснее, чем вытащить из небытия и показать картины перестроечной поры вроде "Воскресного дня в аду", "Гу-Га", "Танк "Клим Ворошилов-2"", или экстраординарные даже для своего времени "Письма к живым", "Восточный коридор", "Через кладбище" и т.п.
Конкуренцию советским фильмам могли бы составить фильмы российские. С начала нулевых наши кинематографисты выдали 192 кино-, теле- и документальных фильма, на сюжеты из истории
Шпион, выйди вон...
В апрельском и майском кинотеатральных релизах - "Шпион" Алексея Андрианова "Матч" Андрея Малюкова и "Белый тигр"
В "Матче" Андрей Малюков берется за советский миф о киевском "матче смерти". Расстрел нескольких игроков команды "Старт" формально не был связан с игрой. По одной из версий их арестовали, а затем расстреляли, поскольку они, будучи спортсменами общества "Динамо" служили в
Карен Шахназаров в "Белом тигре" заходит на территорию, где рациональное сталкивается с иррациональным и в растерянности отступает. И это верно, ибо никаким разумом невозможно постичь как, каким образом люди вынесли тот ад, в который их ввергли, и потому что природа войны противоестественна, а значит - иррациональна. Наверное, впервые в нашем кино о войне решились говорить вслух как о мистической схватке, хотя и идущей в осязаемом пространстве. С обеих сторон - ожившие мертвецы: русский танкист Иван Незнамов (Алексей Вертков) и немецкий танк по имени "Белый тигр". Человек-зомби и машина-зомби, одержимые друг другом, и есть сама суть войны. В этом смысле Илья Бояшов (автор романа), Карен Шахназаров и сценарист Александр Бородянский не то, чтобы совершают эпохальное открытие, но точно делают шаг вперед и отступают от непреложных положений, вырабатываемых десятилетиями. Создателям "Тигра" удалось, то, что российское военное кино почти утратило - поймать живые, подлинные интонации и заставить зрителей погрузиться в действие. Давно уже не было столь убедительного, почти животного существования в кадре исполнителей, даже в эпизодических ролях. А дуэт Алексея Верткова и Виталия Кищенко (оба обладают совершенно феноменальной органикой) и вовсе уникален в своей сыгранности и убедительности.
Хотя, в конечном итоге, никто из нынешних режиссеров все-таки не решается произнести во всеуслышание, четко артикулируя, мысль о том, что Великая Отечественная война была и есть великая трагедия.
Беда же в том, что сегодняшним кинематографистам (за нечастым исключением) практически нечего предъявить уже и в жанре военного кино. После того как родное кинопроизводство и прокат впали в кому, киножанры, бытовавшие в советское время, стали исчезать один за другим, либо их потолок быстро сравнялся с полом. В перестроечно-гласное пору информации о военных событиях вышло и скопилось в избытке: берите, что называется, художественно перерабатывайте и пользуйтесь. Меж тем, редко кому удается добраться даже до уровня картин вроде "Двое в степи", "Горячий снег" или "Порох". Не говоря об "Ивановом детстве", "Летят журавли", "Восхождении" или "Проверке на дорогах" (на это, кажется, в здравом уме уже давно никто и не рассчитывает). Из старых шахт, что казались неисчерпаемыми, сейчас идет пустая порода, а разрабатывать и строить новые - накладно. Несмотря на все бОльшую бессодержательность и изношенность привычных мифологем.