Саймиддин Дустов: У Душанбе появился шанс расквитаться с Ташкентом и технологически отсталой Россией
Обычно в Таджикистане, как и во всем
Сигнал Чиркина и "асимметричный ответ"
В начале прошедшей недели Главком Сухопутных войск России
Мессидж американского Конгресса
В прошлую пятницу, 6 июля, события развивались еще более динамично.
ЦОУ в Каратаге: Быть или не быть?
В то время как политические круги Таджикистана, в том числе руководящая элита, выставляют напоказ свое колониальное мышление и каждый раз становятся жертвой путинского и каримовского прагматизма (термезское соглашение, капитуляция "Сочи-2004", демонтаж железнодорожного участка Галаба-Амузанг и т.п.), таджикское общество тоже не проявляет единства в вопросе дальнейшего пребывания российских военных и военного сотрудничества с США и Западом. Некоторые СМИ и пророссийские круги встали в позу, патриоты опасаются "дикости" российской политики и возможной агрессии Кремля, противники власти, которым уже нечего терять, говорят о скором перевороте и смене режима и т.п.
Но в чем суть? Насколько открытие американского Антитеррористического центра или Центра оперативного управления, как его называют сами американцы, реально? Отвечает ли это интересам таджикского общества и государства? Какую альтернативу предлагает технологически отсталая Россия, которая сама превращает собственную армию в стыковочный модуль
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо взвешивать плюсы и минусы этого этапа сотрудничества Таджикистана с Западом, на которое в 2001 году республику толкнула кремлевская же власть. При этом мы ни на йоту не должны подаваться эмоциям: нужно учитывать национальные интересы Таджикистана, хотя бы в рамках среднесрочной, 5-7 летней национальной стратегии. Мы убеждены, что необходимо и архиважно учесть следующее:
1) С приостановлением членства Узбекистана в ОДКБ (на самом деле, это сигнал Соединенным Штатам, что Ташкент хочет и может стать основным союзником Вашингтона в Средней Азии ) существенно увеличилась возможная военная угроза против Таджикистана и Киргизии (например, воздушная атака на створ Рогунской и Камбаратинской ГЭС со стороны Узбекистана), создание такого центра сводит к нулю возможную согласованную политику России и Узбекистана;
2) Экономические и инфраструктурные интересы Таджикистана в "Северной сети", объем логистических услуг которого до 2015 года может составить от 30 до 40 миллионов тонн грузов, будут учтены Западом (демонтажом участка железной дороги "Галаба-Амузанг" Узбекистан попытался выдворить нас с этого рынка, и, одновременно, дал понять западным партнерам, что не хочет, чтобы Таджикистан играл существенную роль в Северном маршруте;
3) Возможности политического маневра во время переговоров о дальнейшем пребывании российских военных в Таджикистане увеличатся (скорее всего, Эмомали Рахмон готов подписать 10-летнее соглашение в обмен на плату за аренду в объеме $200 млн - $250 млн и с условием совместной обороны Таджикистана в случае войны и даже чрезвычайного положения);
4) Угроза ликвидации таджикских и протаджикских лидеров (уже уничтожены генерал Мухаммад Давуд и профессор Бурханиддин Раббани) в Афганистане, вроде губернатора Балха Ато Мухаммад Нура и министра энергетики Исмаилхана уменьшится, и Балх превратится в ось региона, как во время вывода войск ISAF до 2015 года, так и во время проведения скорых президентских выборов в Афганистане, что, несомненно, пойдет на пользу Таджикистану и укоротит руки Ташкента на юге;
5) США отменят поправку Джексона-Вэника для Таджикистана и посодействуют подписанию протоколов согласования со странами
6) Строительство железной дороги Яван - Вахдат получит международные инвестиции и впервые в истории Юг и Центр получат железнодорожное сообщение в обход узбекской территории. Начнется строительство речного порта и 182-метрового моста в местечке Айвадж Шаартузского района, что обеспечит Таджикистан относительно безопасной дорогой с Мазари Шарифом (качество нынешней дороги хорошее, но она проходит через Кундуз, где сложно обеспечить безопасность с учетом рельефа местности, влияния племен и доступа российских и узбекских спецслужб) и таджикская железная дорога соединится через Мазари Шариф с туркменскими железными дорогами, что обеспечит нам выход к Ирану и Персидскому заливу. С появлением этой дороги появится возможность погашения миллиардного долга Таджикистана перед Китаем, так как Китай рассчитывает на прокладку газопровода вдоль этой дороги. Эта дорога также увеличит транзит китайских товаров по маршруту Кулма-Обигарм-Вахдат - Шахритус Мазари Шариф - Кабул (дешевая альтернатива морскому маршруту Гуанджоу -Бандар Аббас-Кабул), объем которого составит как минимум 30 тысяч контейнеров в год;
7)
8) Возобновится работа по проекту дороги Кулма-Ишкашим-Файзабад-Кабул, и в Бадахшане появится рынок транзита 35-40 тысяч контейнеров китайских товаров в Афганистан. Этот проект положит конец давлению и притязаниям киргизской стороны на 50% долю с транзита грузов в Афганистан. Также эта дорога соединит таджикский Бадахшан через туннель Чатрол с Пакистаном, что приведет как минимум к 50% снижению стоимости продуктов питания и многих строительных материалов в Бадахшане и будет способствовать небывалому экономическому росту этого горного региона страны;
9) Активное участие Таджикистана в Северном маршруте, что невозможно без ЦОУ в Таджикистане, не позволит Узбекистану единолично овладеть военной техникой и вооружением натовского образца, стоимость которых может равняться $2,5 млрд - $3 млрд, и которые должны оставаться в Средней Азии в любом случае. Киргизия и Таджикистан, страны, не имеющие больших военных бюджетов, но имеющие большие проблемы с Ташкентом, обязаны предотвратить превращение Узбекистана в самую мощную военную и экономическую державу региона, и, к тому же, американского союзника, а, возможно, и сателлита.
10) Очевидно, что идет активная спекуляция вокруг президентских выборов, которые должны состоятся в 2013 году в Таджикистане. Президент Эмомали Рахмон высказал свою точку зрения: "Меня погребет собственный народ, мне чужая поддержка не нужна". Возможно, слукавил, возможно, нет. Но очевидно одно: если Рахмон решит участвовать, то он победит, и не потому, что имеет достаточно широкую народную поддержку, а просто потому, что никаких выборов не будет, как и не было до сих пор.
Возвращаясь к нашим баранам, становится ясно, что прогнозы российских и таджикских экспертов о том, что именно Ташкент станет костью в горле российских интересов в Средней Азии, сбываются. Хотя и невооруженным глазом видно, что это все и есть результаты американской стратегии "Новый шелковый путь", и очевидно, что у таджикского правительства Эмомали Рахмона - безропотного стратегического партнера Кремля, - нет особого выбора. Поймут ли это русские? Скорее нет, чем да, а потому лето и осень 2012 года будут жаркими для российско-таджикских отношений и таджикского президента. Но он, по сути, игрок поневоле, ведь все это эффект "аэродрома подскока", который аукнулся России в Средней Азии.
Эффект "аэродрома подскока"
Будучи еще российским премьер-министром,
Саймиддин Дустов, руководитель Аналитического центра "ИНДЕМ", специально для ИА REGNUM