Станислав Тарасов: "Неразумная мощь" Турции: диалог Путина и Эрдогана в Москве простым не будет
18 июля в Москве состоится встреча
Еще недавно российско-турецкие отношения называли образцовыми, считали главным символом в осуществлении заявленного Анкарой внешнеполитического курса "ноль проблем с соседями". Действительно, стороны предпринимали немало усилий для сохранения такого имиджа. Но даже при ближайшем рассмотрении он распадается на несколько составных частей: экономическое партнёрство, культурный диалог, и принципиальное геополитическое соперничество. Причем на каждом историческом этапе та или иная позиция, как правило, выходит на первый план.
В начале XX века Османская империя занимала первое место во внешней торговле России среди стран Ближнего Востока и Балканского полуострова. Но в годы Первой мировой войны стороны оказались противниками. В 1920 году советская Россия была единственной страной, оказавшей безвозмездную финансовую помощь основателю Турецкой республики
В настоящее время, как заявил посол России в Турции Владимир Ивановский, экономические отношения России и Турции вышли на докризисный уровень и через несколько лет смогут достигнуть отметки в 100 млрд. долларов в год. По его мнению, такое может произойти в 2018 году. Напомним, что в 2008 году Россия вышла на первое место в числе основных торгово-экономических партнеров Турции. Тогда объем российско-турецкого товарооборота достигал почти 34 млрд. долларов. Но кризисный 2009 год характеризовался серьезным обвалом: товарооборот между двумя странами составил 23 миллиардов долларов. В 2011 году общий товарооборот между Россией и Турцией составил более 30 млрд. долларов. Российский экспорт в Турцию равен примерно 24 млрд., основными статьями являются энергоносители и различные сырьевые товары. А турецкий экспорт в Россию в 2011 году составил всего 6 млрд. и в основном состоял из запчастей для автомобилей, товаров легкой промышленности и пищевых продуктов. Налицо - очевидный дисбаланс. Поэтому, когда говорят, что Москва и Анкара видят большой потенциал для развития своих торгово-экономических связей, возникает естественный вопрос: "Где и на каких направлениях? ". С одной стороны, многое лежит на поверхности: Европа в кризисе, там падает уровень потребления турецких товаров. Поэтому намерения Анкары диверсифицировать свои экспортные потоки и направить часть их в сторону России - понятны. Но рынок России - не бездонный, и достигнуть озвученного Москвой и Анкарой намеченного уровня товарооборота в 100 млрд. долларов только за счет прежних экономических направлений нереально. По мнению посла России в Турции Ивановского, прорыв возможен только при осуществлении масштабных и перспективных энергетических проектов.
Прежде всего, речь идет об использовании Россией транзитного потенциала Турции. Но до недавнего времени Турция вела активную игру в пользу конкурирующего с российским "Южным потоком" проекта Nabucco. И выдача турецкой стороной технического разрешения на реализацию "Южного потока" в своих территориальных водах в Черном море произошло после того, когда стало ясно, что Nabucco утерял шансы на реализацию. В то же время Турция и Азербайджан подписали в Стамбуле договор о строительстве газопровода TANAP (Trans-Anatolian Natural Gas Pipeline Project - Трансанатолийский газопровод) для экспорта природного газа из Азербайджана в Европу через Турцию. При подписании контракта премьер-министр Турции Эрдоган сделал одно любопытное заявление. По его словам, TANAP также позволит транспортировать по этому маршруту и туркменский газ по Транскаспийскому газопроводу. То есть, по тому самому газопроводу, который не осуществляется из-за нерешенности вопроса о правовом статусе Каспийского моря, и из-за чего провалился проект Nabucco. Более того, как заявил на днях заместитель вице-президента
До настоящего времени российская сторона, вместе с Ираном, обоснованно считает, что вопросы проведения трубопроводов по дну Каспийского моря, в частности, Транскаспийского газопровода, должны решаться при согласии всех прикаспийских стран и в соответствии с Конвенцией о правовом статусе Каспия, проект которой обсуждается на протяжении ряда лет. Правда, Азербайджан, Казахстан и Туркмения исходят из того, что строительство трубопроводов на Каспии является вопросом, решаемым двумя договаривающимися сторонами, а не всеми пятью прибрежными государствами. Но это всего лишь мнение трех из пяти каспийских государств. Уже поэтому проект TANAP, если рассматривать его вкупе с Транскаспийским газопроводом, можно оценивать как вызывающий момент в системе стабильности на Каспии с подключением Турции.
Второй момент - Сирия. На наш взгляд, в эпицентре острой региональной интриги, именуемой сирийским кризисом, находится все же борьба за энергоресурсы. Дело в том, что Сирия, Иран и Ирак имеют проекты расширения экспорта иранской и иракской нефти и газа через территорию Сирии и ее средиземноморские порты. Для этого намечено построить новый газопровод Иран-Ирак-Сирия-Греция. Понятно, что реализация этого проекта повышает геостратегическую роль Сирии в регионе, отодвигает на второй план планы Запада и Турции контролировать углеводородные пути в Европу из региона Каспия и Ближнего Востока. Для иракской нефти нет более короткого пути в Европу, чем по маршруту Ирак-Сирия или Ирак-Сирия-Ливан. Но так как этот нефтепровод вначале проходит через Иорданию, затем - через Сирию и только потом направляется в Ливан, то Сирия фактически контролирует транзит саудовской и иракской нефти через ливанские порты - Триполи и Сайда. Поэтому вполне объяснимо стремление Запада включиться в управление этим энергетическим потоком. Но изменить маршруты нефтяных трубопровода сложно. Иное дело под флагом "демократии" - изменить режим, вмешаться во внутренние дела Сирии и спровоцировать государственный переворот. За всем этим стоит практически неприкрытое желание Анкары принять активное участие в переустройстве пространств Закавкаказья, Средней Азии, Ближнего Востока, Балкан и акватории Черного моря.
В то же время фактом можно считать и то, что Турция становится заложником сложной ситуации, переоценивая свою роль модератора политических процессов на Большом Ближнем Востоке. Вот что пишет по этому поводу, к примеру, турецкая газета Yenicag: "Турецкая внешняя политика оказалась не в состоянии приспособиться к той политической обстановке в мире, которая установилась после завершения холодной войны. Кемалистская доктрина "мир дома, мир в мире" могла успешно существовать только в условиях политики баланса сил, установившегося в годы холодной войны. Турция могла избегать вовлеченности в конфликты, начавшиеся в мире после завершения холодной войны, пока пыталась сохранить статус-кво настолько, насколько это было возможно. Не получается. Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу предложил новый термин для обозначения турецкой внешней политики - "разумная мощь". Он заявил, что Турция ответит на действия Сирии тщательно просчитанными мерами и не станет принимать сейчас поспешных решений. Однако довольно трудно назвать "разумной мощью" турецкую внешнюю политику в целом. Потому, что Турция не только позволила втянуть себя в прямой конфликт с Сирией, но и вступила в конфронтацию со всеми восточными соседями, от Армении до Кипра. По сути, доктрина "нулевых проблем" с соседями потерпела фиаско". Станет ли это фиаско и для российско-турецких отношений - скоро станет известно.