Ануш Левонян: "Битва гигантов" началась - Закавказье на пороге масштабных фрустраций
События прошедшей недели свидетельствуют, что внимание ведущих мировых игроков приковано к государствам Закавказья, причем впервые за многие годы разность подходов и интересов не только не микшируется, но даже подчеркивается. Создается ощущение, что существующие миротворческие механизмы, в частности, по решению нагорно-карабахского конфликта, перестали устраивать самих посредников.
Между тем всё более обостряющаяся ситуация на Ближнем Востоке диктует державам необходимость по возможности укрепить свои позиции в регионе в предвидении дальнейших осложнений, о возрастающей вероятности которых прямо или косвенно свидетельствует целый ряд факторов. Достаточно напомнить в этой связи, что на днях духовный лидер Ирана аятолла
За неполную неделю (8-12 июня) в регионе побывали генсек
Так, Ламберто Заньер, будучи в Баку, не только выступил с дежурными заявлениями относительно "обеспокоенности", связанной с возрастанием уровня напряженности на линии противостояния в Нагорном Карабахе и на армяно-азербайджанской границе, но сделал отсюда совершенно неожиданный вывод. По его словам, "эффективность переговоров следует повысить", причем "чем больше игроков будет вовлечено в процесс урегулирования конфликта, тем больше появится возможностей для продвижения в направлении решения конфликта". Это - крайне спорное утверждение, учитывая, что миротворческий процесс проходит под эгидой Минской группы ОБСЕ, и любые разговоры о возможном изменении данного формата категорически отвергаются как самими миротворцами, так и Арменией и НКР. Азербайджан, подвергая деятельность Минской группы перманентной критике, также официально никогда не настаивал на отказе от её услуг. Получается, что генсек ОБСЕ выступает против деятельности Минской группы ОБСЕ и её сопредседателей - России, США и Франции. Это может означать только одно: среди посредников возникли очень серьезные противоречия, которые, видимо, уже невозможно скрывать за обтекаемыми дипломатическими формулировками.
В этом контексте симптоматичным выглядит высказывание Сергея Нарышкина, который, выступая на следующий день в Бакинском Славянском университете, заявил, в частности: "Мы против решения нагорно-карабахского конфликта по готовым рецептам со стороны. Мы твердо уверены, что проблема может быть решена, если будут обеспечены интересы обеих сторон. Если будет найден такой путь решения, Россия готова выступить в роли гаранта этой договоренности". Как уже сказано, "готовые рецепты со стороны" могут предлагаться лишь Минской группой. По существу получается, что уже и Москва, будучи её сопредседателем, хотела бы дезавуировать трехсторонний миротворческий формат, всецело взяв процесс урегулирования в свои руки. В противном случае, как на то прозрачно намекнул Ламберто Заньер, в процессе могут появиться новые участники, например, в лице представителя ЕС, а возможно, и некоторых ведущих стран Старого Света. Что, по понятным причинам, никак не может устраивать Россию, стремящуюся стать гарантом любых "самостоятельно" достигнутых сторонами соглашений.
Именно этим, думается, объясняется возросшая активность Москвы в вопросе продвижения идеи создания
На фоне этой "газовой атаки" в Ереване Валентина Матвиенко, во-первых, призвала армянский парламент "как можно быстрее рассмотреть и ратифицировать Договор о зоне свободной торговли в
Несомненно, все эти обстоятельства вполне очевидны для Запада. После переговоров в Ереване с главой МИД Армении
Однако Россия обладает рычагом, которого лишен в Закавказье Запад - это дислоцированная в Армении 102-я военная база. В течение нынешнего года российские военные проводят постоянные учения, направленные на совершенствование тактической и боевой подготовки её личного состава, различных аспектов управления войсками. А на днях в местных СМИ промелькнула информация, что к концу года число военнослужащих на базе должно быть удвоено, и с нынешних 5 тысяч достичь 10 тысяч человек. Несомненно, основная причина этого - подготовка к обещанной аятоллой Хаменеи войне и сопутствующему ей "концу света". Тем более что и без указаний иранского лидера хорошо известно: развитие обстановки в Сирии по негативному сценарию и неизбежное в этом случае ирано-израильско-арабское столкновение критически осложнит положение и в Закавказье, и на российском Северном Кавказе. Однако войны может, в конечном счете, и не случиться. А российская база - расширенная численно, насыщенная новой техникой и системами управления - останется. Причем, как минимум, до 2044 года, как то указано в межгосударственном договоре. И, наряду с российской "газовой дубинкой" будет играть заметную роль в продвижении геополитических сценариев, написанных не в Европе, а в Кремле.
Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)