Эксперт: Беспомощность ОДКБ настораживает с учетом предстоящих событий в Афганистане
Москва, 11 июля, 2012, 18:13 — ИА Регнум. Беспомощность
Рафик Шамуруллаевич, хотелось бы все же узнать позицию узбекской стороны. Вероятно, это связано с решением проблем Афганистана. В чем, с Вашей точки зрения, основные разногласия стран ОДКБ во главе с Россией?
Прежде всего хотелось бы отметить, что ОДКБ за свою 20-летнюю историю не только себя ничем не зарекомендовала, но даже и не определилась концептуально со своими функциями и перспективами. Это тем более настораживает с учетом предстоящих событий в Афганистане (вывод войск США и их союзников), после чего мало кто возьмется прогнозировать ситуацию в этой стране, которая граничит с зоной ответственности ОДКБ. Однако все же участие Республики Узбекистан в ОДКБ и афганская проблематика - это раздельные темы, которые соприкасаются, но не так тесно взаимосвязаны, как это часто пытаются преподнести.
Можно ли действительно говорить, что Узбекистан пошел на примирение с Вашингтоном? Не рискует ли тем самым официальный Ташкент, учитывая, что, по мнению ряда экспертов, известные события 2005 года в Андижане были спровоцированы американцами?
Видимо, не вполне корректно говорить о некоем "примирении", оно все же наступает после периода войны или враждебности. Такого периода в отношениях между РУ и США не было. Были разногласия, в том числе в оценках упомянутых вами событий в Андижане в 2005 году. В настоящее время узбекско-американский диалог активно развивается и имеет неплохую динамику, что, согласитесь, лучше, чем разбрасываться взаимными обвинениями и упреками, поскольку ничего конструктивного из этого, как правило, не выходит.
Понятно, но можно ли в этом случае Узбекистану ожидать ухудшения торгово-экономических отношений со странами
- Думаю, что нет. Развитие единого экономического пространства и перспективы ОДКБ - опять же разные темы. Бизнес и все, что с ним связано, развиваются по своей логике. Если есть возможность развивать прибыльные и высоколиквидные отрасли внешнеэкономического сотрудничества, то какой смысл их "прикрывать"?
И все же помнится, южные регионы Казахстана уже сталкивались с тем, что продукция из Узбекистана сюда просто не поступала. Тогда нас, грубо говоря, посадили на голодный паек...
Я полагаю, эти вопросы должны решаться на двустороннем уровне с участием как чиновников, так бизнесменов и коммерсантов на принципах взаимной заинтересованности. Если есть спрос, то найдется и предложение, все остальное решится в переговорном процессе. Были бы желание и воля, а не только амбиции.
Тем не менее, судя по публикациям в российской прессе, у ряда совместных российско-узбекских предприятий возникли серьезные проблемы с властями Узбекистана. Например, взять последнюю ситуацию с компанией МТС, которую обвинили в отмывании денег и уклонений уплаты от налогов. В этой связи вполне можно подумать об ухудшении отношений Узбекистана и России?
Мнение российских СМИ - это всего лишь мнение тех журналистов, которые в них работают или, простите, отрабатывают... Я бы не стал втискивать ситуацию вокруг компании МТС, а там были очевидные нарушения и злоупотребления, в общий контекст узбекско-российских отношений. Есть множество примеров успешной работы совместных узбекско-российских предприятий в других сферах. Да и в целом не стоит воспринимать решение о приостановлении членства РУ в ОДКБ как некий проамериканский и уж тем более антироссийский демарш. Узбекистан принимает решения в собственных национальных интересах, важнейшим из которых является приоритетное двустороннее сотрудничество на всех уровнях с РФ.
Не могу не спросить о миграционных процессах. Не опасается ли официальный Ташкент, что Москва и ее союзники начнут кампанию по массовой депортации узбекских граждан?
А смысл? Это не нужно Узбекистану. Это не нужно и России, тем более с прицелом Москвы на развитие интеграционных процессов, которые без участия в них Узбекистана будут не вполне полноценными и продуктивными. Кроме того, те, кто пытаются нагнетать атмосферу вокруг возможной массовой депортации узбекских граждан, должны представлять, что это очень хлопотное, технически сложное и весьма дорогостоящее дело, которое на практике кроме головной боли России ничего не добавит.
И в заключение еще один вопрос. В ряде российских и казахстанских СМИ прошла информация о возникших сложностях у одного из богатейших и влиятельнейших людей Узбекистана Гафура Рахимова, а также об отставке
- Знаете, лично я не вижу никакой связи между упомянутыми событиями. К сожалению, часто появляются информационные потоки, а к ним и комментарии, которые являются продуктом буйной фантазии их авторов. Как-то недавно в московских кулуарных верхах мне довелось услышать интересное замечание, дословно: "К сожалению, мы (в Москве) не только не знаем Узбекистан, но даже не понимаем, что мы его не знаем". Есть ли в Узбекистане внутриполитические проблемы? Конечно, есть. А где их нет?! Главная проблема в том, как ускорить процесс модернизации деятельности управленческого аппарата, как в политической, так и социально-экономической и других сферах. Необходимо обеспечивать кадровую преемственность, расширять рынок свежих идей и др. Поверьте, у нас, как и во многих странах мира, над этими вопросами думают и думают серьезно. Вопрос в том, что и этот процесс также необходимо ускорять и стимулировать.