Основной проблемой ШОС остается отсутствие согласованной экономической стратегии. Об этом, в ходе виртуального круглого стола "Советы Владимиру Путину", который проходит на базе проекта "Центральная Евразия" и посвящен взаимодействию в рамках ШОС, заявил заведующий сектором Института энергетической стратегии Валерий Первухин (Россия). ИА REGNUM приводит мнение эксперта полностью.

Несмотря на то, что экономическое сотрудничество признано второй важнейшей "ипостасью" ШОС, оно продолжает оставаться наименее развитым направлением в деятельности Организации. Многосторонние проекты экономического сотрудничества отсутствуют. Из нескольких сотен принятых документов ШОС не более 50 касаются экономического сотрудничества. О необходимости интенсификации экономического сотрудничества неоднократно заявляли руководители стран-членов ШОС. Это в полной мере относится и к такому основополагающему сектору экономических связей стран ШОС, как энергетика.

Объективные предпосылки для активизации экономического сотрудничества стран ШОС, включая энергетику, вполне благоприятны. Общая площадь стран-членов ШОС составляет 3/5 площади Евразии с населением свыше 1,5 млрд человек. ВВП стран ШОС достигает 1/4 мирового (12,4 трлн. долларов США). На территории стран ШОС сосредоточено около 25 процентов мировых запасов нефти, более 50 процентов мировых запасов газа, 35 процентов угля, около половины мировых разведанных запасов урана. Государства-члены находятся в активной фазе экономического развития. Они инвестиционно привлекательны. Здесь уже действуют или сооружаются крупнейшие нефте- и газопроводы: Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), "Атасу-Алашанькоу", "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), газопровод "Туркмения -Китай".

Если смотреть на ШОС как на часть Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), то прослеживается динамика развития энергетического рынка. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА) рост спроса на нефть в основных странах АТР в период до 2025 года будет на 1/4 опережать общемировой, а на газ - почти вдвое. Тем более, что по сравнению с другими интеграционными структурами, действующими на постсоветском пространстве, объективно ШОС обладает целым рядом преимуществ для существенного наращивания масштабов экономического сотрудничества.

Это финансово-инвестиционные возможности поступательно развивающейся экономики Китая, технологический потенциал России и богатые природные ресурсы стран Средней Азии. Однако учитывая различия в уровнях развития и структурах экономики, целесообразно сосредоточить сотрудничество в рамках ШОС на данном этапе на реализации крупных проектов, отвечающих интересам большинства государств-членов Организации. Речь идет, прежде всего, о таких сферах, как энергетика, транспорт, создание инфраструктуры, телекоммуникация и ряд других. А налаживание механизма мониторинга развития региональной экономики и своевременного предупреждения кризисов послужило бы дополнительным фактором устойчивого экономического развития стран-членов ШОС. Впрочем, в этой работе нашлось бы место и для стран - наблюдателей и государств - партнеров по диалогу.

Основной проблемой ШОС, на мой взгляд, остается отсутствие согласованной экономической стратегии Организации. Это усугубляется неравнозначностью экономических потенциалов стран-членов, различием их экономических интересов. Поэтому большинство проектов сотрудничества стран ШОС являются двусторонними, и привязка их к ШОС довольно условна. Не следует, разумеется, противопоставлять двустороннее и многостороннее сотрудничество. Более того, важнейшим источником многосторонней кооперации нередко становятся именно двусторонние проекты, к которым по мере их реализации могут присоединяться третьи страны. И все же о сотрудничестве в формате именно ШОС можно будет говорить, когда оно станет вестись на многосторонней основе, решая задачи, определенные Организацией в целом. В качестве примера можно назвать существующую систему трубопроводов на пространстве ШОС, соединяющую Россию, страны Средней Азии и Китай. По мнению премьер-министра Казахстана Карима Масимова, эта система уже является серьезной основой для создания единого энергетического пространства ШОС, позволяющей гармонизировать интересы производителей, транспортировщиков и потребителей энергоресурсов.

Еще более перспективным может стать экономическое сотрудничество стран ШОС в целях повышения глобальной и региональной экономической безопасности. Главы государств ШОС признают необходимость повышения устойчивости перед лицом мировых финансовых кризисов и разработку механизмов их преодоления. Более того, ШОС потенциально в состоянии создать систему своего влияния на глобальную финансовую устойчивость как базис устойчивого развития.