Сразу после того, как Евросоюз отложил предоставление Армении помощи в размере 1,5 млрд. евро, обещанной в случае проведения "честных и прозрачных" парламентских выборов в мае нынешнего года, официальный Ереван обратил свой взор обратно в сторону Москвы. Как утверждают местные СМИ, уже начались переговоры о срочном предоставлении Армении крупного (от $800 млн до $1 млрд) кредита. При этом утверждается, что Ереван готов взять кредит под самый высокий процент, по действующей на мировом рынке формуле ԼIBOR+.

Однако кредит - не единственная, и, возможно, даже не самая главная тема в армяно-российском диалоге. Не менее важными представляются ведущиеся уже несколько недель переговоры о цене на российский газ для республики. Текущий тариф составляет $180 за 1000 кубометров. Он не менялся в течение последних трех лет. Но многие источники утверждают, что на деле газ уже подорожал до $240 за 1000 кубометров. Предполагается. что до января будущего года тариф должен возрасти до, как минимум, $320. Симптоматично, что министерство энергетики и природных ресурсов эту информацию никак не комментирует, подтверждая, впрочем, что "переговоры продолжаются".

Для потребителей гражданского сектора эти изменения пока незаметны - абонентам газ всегда продавался за $360/1000 куб.м. Это означает, что компания "АрмРосГазпром", 80% акций которой принадлежит российскому газовому монополисту, а 20% - правительству Армении, все эти годы имела колоссальную сверхприбыль. Однако никто не знает, как долго удастся удерживать существующие цены. По данным газеты "Жоговурд", на газозаправках, принадлежащих губернатору Сюникской области Армении Сурену Хачатряну, цены на газ уже повышены на 10 центов за кубометр.

"АрмРосГазпром" всегда пытался оправдать высокие тарифы необходимостью инвестиций в сферу газоснабжения республики. Действительно, более 90% домохозяйств Армении газифицированы, и по этому показателю страна вышла на первое место в СНГ и на одно из первых - в мире. Однако для многих потребителей условия оказались неподъемными, и от 10% до 15% абонентов в последний период отказались от газоснабжения. В случае дальнейшего роста цен (а этого, видимо, уже не избежать), число "отказников", по мнению экспертов, может возрасти вдвое. Так, по словам экс-мэра Еревана, члена оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Ваагна Хачатряна, до 30% абонентов "АрмРосГазпрома" откажутся от газа и вернутся к старым методам отопления - печкам-"буржуйкам". Что, заметим, неизбежно приведет к очередной волне хищнической вырубке лесов, как уже было в "холодные и темные" 1992-1995 годы и нанесло экологии Армении колоссальный урон. Кроме того, сегодня 75% грузового и пассажирского автотранспорта страны работает на газе. Удорожание топлива неизбежно приведет к мультипликационному эффекту на рынке республики. Сильный удар испытает и промышленность, себестоимость продукции которой возрастет, что сделает её неконкурентоспособной на международных рынках.

Правда, некоторые комментаторы, как, например, депутат от партии "Процветающая Армения" Микаел Мелкумян считают, что слишком сильного повышения цен не будет уже хотя бы потому, что вся энергетическая сфера Армении находится в руках российских компаний, которым вздорожание невыгодно. Непонятно, правда, что помешает той же РАО ЕЭС, владеющей практически всеми энергогенерирующими мощностями и распределительными сетями республики, покрыть свои издержки за счёт армянских потребителей.

Насколько можно понять, сегодня властям Армении необходимо решить очень важную, но локальную задачу. Поскольку ясно, что уговорить Москву не повышать газовые тарифы они не могут, надо попытаться, во-первых, отложить подорожание до весны, а во-вторых - не предавать гласности информацию о новых ценах. Это крайне актуально в свете предстоящих в феврале будущего года в Армении президентских выборов. Наконец, надо до выборов любыми способами избежать повышения внутренних тарифов. Иначе, как прогнозирует, например, интернет-издание "Первый Информационный" вполне вероятны "холодные бунты" и рост протестных настроений в среде пенсионеров, составляющих значительный электоральный сегмент.

Представляется, что именно этим обусловлено стремление срочно и на любых условиях получить российский кредит, что позволило бы некоторое время дотировать потребителей газа, например, предоставив социально уязвимым слоям льготные сертификаты для оплаты части потребляемого газа. Правда, никакой кредит не даст возможности смягчить рост всех цен на рынке. Именно поэтому правительство, как утверждают некоторые источники, готово отдать "Газпрому" 10% от свой 20%-ой доли акций в "АрмРосГазпроме". Это могло бы помочь отложить повышение цен до 1 апреля, когда обычно заключается ежегодный договор о поставках российского газа.

Совершенно очевидно, что все предпринимаемые армянской стороной шаги, даже в случае их успешной реализации, могут иметь лишь недолговременный эффект. Но отложить проблемы - не значит их решить. Протестные настроения в обществе неизбежно возникнут если не нынешней, так будущей зимой, и будут масштабными: рост цен приведет к увеличению прослойки социально уязвимых граждан, и без того составляющих на сегодня 35% населения страны, к этому прибавится острое недовольство производителей, вынужденных, из-за падения конкурентоспособности своей продукции сворачивать производство, соответственно, возрастет и безработица. Несомненно, власть не может пренебречь подобной перспективой. Поэтому, наряду с поспешными попытками решить сиюминутные задачи и удержать страну от срывания в штопор, намечаются подходы к решениям стратегического характера.

В Армении достаточно распространено мнение, что все сложности, возникшие в отношениях с "Газпромом", в той или иной степени связаны с "проевропейским креном" Еревана, активным стремлением республики к политико-экономической интеграции с ЕС в рамках "Восточного партнерства", повышением уровня оборонного сотрудничества с НАТО и одновременно - достаточно прохладным отношением к идее Евразийского союза. Видимо, определенная доля истины во всём этом есть, и власть, наконец, это поняла. Начались попытки "выправить крен". По словам зампреда правящей Республиканской партии Армении (РПА), министра просвещения и науки республики Армена Ашотяна, правящие партии ряда государств-членов СНГ в ближайшее время намерены создать новый формат межпартийного сотрудничества, который будет способствовать формированию "глубоких институциональных связей" между этими партиями. Причем эта идея "возникла и обсуждалась во время недавно прошедшего в Казани круглого стола, который был посвящен перспективам Евразийского Союза". Уже осенью в Ереване планируется продолжить обсуждения с участием РПА, "Единой России", а также - правящих партий Украины и Казахстана. "Думаю, будут приглашены также представители Азербайджана", - многозначительно добавил Ашотян. На прямо поставленный вопрос: какое же направление, в конечном счете, РПА рассматривает в качестве приоритета - сотрудничество с ЕС или евразийскую идею, Ашотян ответил весьма откровенно. "Все политические силы в Армении в своих внешнеполитических приоритетах должны руководствоваться исключительно пользой для страны. Таков приоритет и такова наша основная цель. Мы будем работать и работаем со всеми теми политическими, геополитическими силами и центрами, которые могут помочь в решении стоящих перед Арменией задач", - сказал функционер.

Вопрос лишь в том, пожелает ли "один из геополитических центров силы" в лице Москвы пойти навстречу пожеланиям армянских властей. Вопрос не праздный, если учесть некоторые нюансы внутриполитической жизни страны.

"Если Серж Саргсян не сможет уговорить Россию до президентских выборов не повышать цены на газ, то может объявиться кто-то, кто возьмется убедить Путина. И этот кто-то наверняка получит большие политические дивиденды", пишет одно из местных изданий. Наблюдатели намекают, что этим "кем-то" может быть экс-президент Роберт Кочарян. Не раз говорилось, что патронируемая им партия "Процветающая Армения" (ППА), отказавшаяся составить новую коалицию власти с РПА, является последовательной сторонницей вхождения Армении в будущий Евразийский Союз. Но поскольку ППА, будучи организацией по сути популистской, внятной идеологии никогда не имела и не имеет, вернее будет сказать, что евразийскую идею продвигает именно Кочарян. Определенные ресурсы для переговоров с "Газпромом" у этого политика есть. Бывший многолетний руководитель "АрмРосГазпрома" Карен Карапетян считается человеком, близким к экс-президенту. Карапетян недолго проработал в должности ереванского мэра, но подал в отставку, как утверждают, из-за того, что "не сработался" с администрацией действующего главы государства - Сержа Саргсяна. После этого он переехал в Москву, где занял пост первого вице-президента "Газпромбанка". Напомним, что ППА не вошла в коалицию власти потому, что её претензии на получение поста премьер-министра были отклонены. Кочарян и Карапетян могут предложить Кремлю свой вариант решения проблемы: поставить новую цену на газ для Армении в зависимость от назначения премьер-министром ставленника ППА. Весьма вероятно, что этим ставленником станет сам Кочарян. При этом следует учесть, что никаких особых финансовых выгод от повышения цены в случае с Арменией "Газпром" заведомо иметь не будет. И без того очень скромный армянский рынок (3 млрд. кубометров в год) неизбежно сократиться по указанным выше соображениям неплатежеспособности населения и малого и среднего бизнеса. Между тем геополитические результаты применения "газовой дубинки" могут быть весьма существенными. Пока неясно только, решит ли Кремль подталкивать Армению в Евразийский Союз при существующей властной конфигурации, либо попытается подстраховаться, проведя на ключевые посты своих проверенных союзников в лице Роберта Кочаряна и его команды.

Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)