Россия сдает свои позиции в Центральной Азии, а США продолжают их системно укреплять - эксперты
Москва, 4 июля, 2012, 21:23 — ИА Регнум. Выход Узбекистана из
"Уже полгода тому назад было понятно, что недовольство Узбекистана по поводу формата ОДКБ накапливается, так как еще в 2011 году Ташкент отказался принять юбилейное заседание организации у себя. Узбекистан отказался также подписать внесенные изменения в Устав организации", - подчеркнул в ходе телемоста главный редактор российского журнала "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов.
Эксперт напомнил, что Узбекистан один раз уже покинул ОДКБ в конце 1990-х гг., однако затем восстановил свое членство. На этот раз, по его словам, Ташкент пошел на такой шаг с подачи США в связи тем, что Вашингтон в процессе вывода войск из Афганистана может часть техники строительного назначения передать Узбекистану, что очень важно для Ташкента особенно в вопросе обеспечения страны водой в плане строительства водохранилищ.
На его взгляд, этот момент должен вызвать беспокойство у Таджикистана, поскольку сейчас руки Ташкента развязаны, и многие спорные вопросы между ними могут быть решены по иному сценарию. "На этом фоне Таджикистан должен сначала серьезно задуматься, прежде чем требовать от России фантастическую сумму (в размере $300 млн - ред.) за арендную плату российской военной базы на своей территории. Эта база обеспечивает безопасность Таджикистана, тем более что отношения между Душанбе и Ташкентом могут серьезно обостриться из-за существующих между ними пограничных проблем, среди которых особо остро стоит проблема с водными ресурсами", - считает аналитик.
Политика в стиле европейского realpolitik
Выход Узбекистана не ослабляет, а наоборот укрепляет ОДКБ, так как Ташкент уже долгое время гасил любые интеграционные инициативы внутри организации. Именно по этой причине в устав организации были внесены изменения о том, что ОДКБ может принять решение по ряду разных вопросов в ограниченном формате. С этой позицией согласились почти все участники обсуждения, кроме эксперта из Казахстана, диктора Института парламентаризма
"С выходом Узбекистана организация ничего не потеряет, наоборот интеграционные процессы в ней усилятся, и она станет более гибкой", - заявил директор аналитического центра Института международных исследований МГИМО МИД РФ
На его взгляд, Ташкент в регионе Центральной Азии руководствуется политикой "в стиле realpolitik 19 века Европы", суть которой заключается в противопоставлении интересов больших игроков для того, чтобы получить дивиденды. В этом плане, на его взгляд, страны ОДКБ должны продолжать интеграционные процессы и связать их с аналогичными процессами на Евразийском пространстве. "В вопросе же обеспечения безопасности Центральной Азии Россия должна тесно сотрудничать с Казахстаном, который является безусловным лидером в регионе", - обобщил он.
В свою очередь диктор Института парламентаризма НДП "Нур Отан" Болат Байкадамов не согласился с тезисом о том, что с выходом Ташкента ОДКБ станет сильнее. На его взгляд, отторжение Ташкента ослабило ОДКБ и общую структуру региональной безопасности. "Режим Каримова в Узбекистане не вечен, и в один момент власть может перейти к другому человеку, что чревато выходом ситуации из-под контроля, и это будет затрагивать также интересы России", - подчеркнул он. Аналитик добавил, что за прошедшие годы государства-члены ОДКБ должны были так укреплять организацию и региональную безопасность, чтобы Ташкент "не превратил в товар внешнеполитического торга региональную дестабилизацию и продавал его как России, так и Западу". "Если Ташкент уже два раза выходит из ОДКБ это свидетельствует о цене этой организации", - подчеркнул он.
На его взгляд, Узбекистан очень умело использует для своих целей исходящие из Афганистана угрозы общей стабильности региона. "На фоне ухудшения отношений с Пакистаном США могут не только разместить военные базы в Узбекистане, но и сделать из него региональный плацдарм", - подчеркнул Байкадамов, добавив, что за прошедшие годы Россия только сдала свои позиции в Центральной Азии, в то время когда США работала и продолжает работать здесь системно.
Кавказское направление и различные интересы
Кавказское направление ОДКБ никак не пострадает оттого, что Ташкент вышел из ОДКБ, заявил руководитель отдела политических исследований Института Кавказа (Ереван)
Несмотря на наличие ОДКБ, как военно-политического блока, Минасян в вопросе обострения ситуации в Карабахе придал важность реакции России в рамках стратегического союза между Ереваном и Москвой. "Не думаю, что ВС Казахстана или Таджикистана будут переброшены в зону карабахского конфликта для поддержки Армении", - подчеркнул он. Точку зрения Минасяна Куртов счел рациональным, поскольку Армения опасается, что состоящие в ОДКБ "исламские государства" могут поддерживать не Армению, а ее конкурента - Азербайджана. "На самом деле в ОДКБ Россия является той реальной величиной, которая производит все виды вооружения, и армия РФ в состоянии отражать любые агрессии в отношении своих союзников", - подчеркнул он.
Проблемой ОДКБ является то, что у многих ее членов разные интересы, и они решают посредством организации разные вопросы, признал Андрей Кузнецов. "Для Армении это решение вопроса безопасности в направлении Азербайджана, для Белоруссии - средство противостояния
Перспектива размещения военных баз в Узбекистане, если она направлена на предотвращение исходящих от Афганистана угроз, нормальное явление, тем более что эта одна из тем, вокруг которой между Россией и США есть консенсус. Об этом заявил военный эксперт из Еревана