Демарши - излюбленный прием узбекской дипломатии - об этом, комментируя приостановление Ташкентом членства в ОДКБ, заявил на страницах газеты "Время" казахстанский политолог, секретарь партии власти "Нур Отан" Ерлан Карин. По его мнению, мотивы нынешнего выхода Узбекистана из ОДКБ "связаны с внешними факторами - в частности, с предстоящим в 2014 году выводом из Афганистана американских войск и сил коалиции. Хотя понятно, США просто так не уйдут из этого региона. И даже "уходя", США снова вернутся в Среднюю Азию. К тому же американское присутствие в Афганистане в той или иной мере все равно сохранится - учитывая огромное количество частных военных компаний, которые и всю грязную работу сделают, и спроса с них особого не будет. А поскольку Пакистан перестал быть активным союзником США, постольку сейчас на эту позицию, по всей видимости, требуется Узбекистан".

Более того, уверен специалист, "для Ташкента дружба с американцами, очевидно, выгоднее, чем непонятные отношения с Москвой. К тому же ОДКБ - далеко не НАТО, и полагаться на ее ресурсы и потенциал в свете возможного обострения ситуации в Афганистане Ташкент, естественно, не спешит. Да и само решение узбекских властей о выходе из ОДКБ демонстрирует реальный "авторитет" этой организации; если одной из входящих в нее стран позволено раз в пять-шесть лет то уходить, то возвращаться, а затем снова демонстративно покидать несостоявшийся военно-политический блок. Коротко говоря, Узбекистан нужнее ОДКБ, чем ОДКБ Узбекистану. К тому же если вдруг Ташкент снова разрешит американцам разместить на своей территории военную базу, то может неплохо на этом заработать. Пример Бишкека как-никак заразителен" - отмечает Ерлан Карин.

"Однако помимо причин внешнего порядка выход Узбекистана из ОДКБ, возможно, обусловлен и определенными внутренними причинами. Решение Ташкента о выходе из ОДКБ может означать поиск новых источников гарантий как национальной безопасности, так и нынешнего политического режима. Этот шаг можно расценивать как готовность вновь пойти на сближение с США и выступить его союзником в регионе в ответ на определенного рода политическую поддержку и гарантии. Не исключено, что это вызвано необходимостью готовиться к процессу передачи власти нынешним узбекским лидером - если не в ближайшее время, то уж точно в недалекой перспективе" - продолжает секретарь правящей партии. И перечисляет:

"Во-первых, в прошлом году в Узбекистане конституционно был закреплен процесс передачи власти в случае форс-мажорных обстоятельств. И если раньше в таких случаях решение о назначении главы государства принимал депутатский корпус, что могло спровоцировать определенные сложности и вызвать политический кризис, то теперь по инициативе Ислама Каримова эти полномочия четко закреплены за спикером. В условиях Востока подобная детализация - далеко не простой технический шаг.

Во-вторых, в этом году официальный Ташкент принял решение о переносе президентских выборов с 2014 на 2015 год. Такие шаги делаются не спонтанно, а на основе анализа всех в совокупности факторов и планирования дальнейшего развития ситуации.

Конечно же, это еще не означает, что Ислам Абдуганиевич Каримов уже точно передаст бразды правления страной. С другой стороны, может расцениваться как подготовка "запасных аэродромов" на случай, если это будет необходимо" - заключил Карин.