Марина Сапронова: Останется ли Ливия единым государством?
Москва, 2 июля, 2012, 17:29 — ИА Регнум. После убийства
После Каддафи
Согласно разработанному плану
Проблема безопасности остается основной в политической жизни современной Ливии. В стране, которая наводнена оружием, до сих пор не создана централизованная служба безопасности: порядок обеспечивают разрозненные боевые группировки, которые одновременно ведут борьбу друг с другом за сферы влияния. При этом различные милицейские формирования, возникшие на базе бригад бывших повстанцев, регулярно обвиняются международными правозащитными организациями в совершении преступлений, в частности, в пытках находящихся в тюрьмах тысяч сторонников Каддафи (об этом в своем выступлении в СБ ООН заявил 10 мая 2012 г. спецпредставитель в Ливии
Все попытки ПНС подчинить разрозненные отряды одному командованию и разоружить их натолкнулись на противодействие со стороны полевых командиров. Началась борьба за власть в рядах бывших союзников, что стало естественным итогом гражданской войны. Объединившись под лозунгом свержения ливийского диктатора, члены ПНС с самого начала не представляли собой консолидированную группу. У них были довольно разные идеологические и религиозные взгляды, среди них были исламисты из Бенгази, "светские" националисты и бывшие члены правительства Каддафи, эмигранты и крупные бизнесмены. По мере развития ситуации важную роль в ПНС стали играть полевые командиры, в том числе связанные с "
Началась борьба за власть в рядах бывших союзников, что стало естественным итогом гражданской войны. Объединившись под лозунгом свержения ливийского диктатора, члены ПНС с самого начала не представляли собой консолидированную группу.
Отсутствует единство и в политическом сегменте ливийского общества. Так, на роль лидера в исламской среде претендуют две партии - Партия справедливости и строительства ("Братья-мусульмане") и Партия нации (по некоторым данным, она связана с исламистами Катара). Конкуренцию исламистам составляют так называемые либералы, выступающие за модернизацию страны по западному образцу (Национальный фронт Юсуфа Магарьяфа, известного борца с режимом Каддафи, и Альянс национальных сил Махмуда Джибриля, бывшего премьера переходной администрации).
Сложная экономическая ситуация усиливает активность вооруженных группировок. Ливийцы, привыкшие за годы правления Каддафи к социальным дотациям и иждивенчеству, требуют своей части материальных благ. С момента формирования новая власть неоднократно сталкивалась с финансовыми требованиями (к примеру, в начале мая отряд бывших "повстанцев" захватил здание правительства и потребовал от кабинета Абдель Рахима аль-Киба выплатить компенсации за свержение Каддафи) и была вынуждена их удовлетворять.
Параллельно с борьбой за власть обостряются проявления племенного сепаратизма, основой которого являются исторические противоречия между западной и восточной провинциями страны. Одним из оплотов ливийской "контрреволюции" остается город Бани-Валид. В январе 2012 г. он перешел под контроль бывших сторонников Каддафи, и вокруг него концентрируются основные боевые силы ПНС.
Вооруженные столкновения между племенами продолжаются в Ливии фактически с начала 2012 г. В апреле из правительства вышел представитель туарегов, который таким образом выразил свой протест против бездействия властей в отношении преследований этой этнической группировки на западе Ливии. Вождь ливийского племени тубу Иса Абдельмаджид Мансур также объявил о восстановлении организации "Фронт тубу за спасение Ливии" с целью защиты племени от этнических чисток. "Если этого окажется недостаточно, - подчеркнул он, - мы потребуем иностранного вмешательства и начнем создавать независимое государство наподобие Южного Судана". А 16 мая вооруженная группа из племени туарга, которое обвиняется новыми ливийскими властями в пособничестве бывшему ливийскому лидеру, атаковала город Гадамес, расположенный на границе Алжира и Туниса.
В начале марта 2012 г. вожди племен восточной части Ливии, выступающие за федеративное устройство страны, объявили о создании автономного округа Киренаика. Председателем Верховного совета округа был избран шейх Ахмад ас-Сенуси. Совет призвал ливийцев бойкотировать предстоящие выборы. Суть позиции членов Совета сводится к следующему: прежде чем избирать Учредительную ассамблею и проводить выборы, необходимо достичь принципиального согласия между основными силами и группировками относительно фундаментальных принципов, на которых будет строиться новое государство, и основных конституционных положений. Без такого согласия, по мнению сторонников федерации, не имеет смысла проводить какие-либо выборы.
"Представительная демократия" революции 17 февраля
Об отсутствии общего понимания будущего устройства ливийского государства свидетельствует и тот факт, что процесс формирования новой правовой базы идет непоследовательно, спонтанно и испытывает на себе влияние отдельных сил и группировок, которым переходное правительство не в состоянии противостоять.
28 января 2012 г. был принят избирательный закон Ливии, разработанный ПНС, в соответствии с которым будут проходить выборы в Учредительную ассамблею. Закон, состоящий из 13 глав и 57 статей, интересен не только своим содержанием, но, прежде всего, тем, что документ подобного рода впервые разработан в стране, где в течение нескольких десятилетий существовала особая форма правления - "джамахирийское народовластие", а статус главы государства был деинституциализирован. Ливийские граждане впервые будут участвовать в выборах представительного и законодательного органа государственной власти, который характеризовался "Зеленой книгой" как "фальсификация демократии", поскольку демократия, согласно "Третьей мировой теории, - это "власть самого народа, а не власть тех, кто выступает от его имени".
К характерным особенностям избирательного закона можно отнести следующие:
довольно большой группе граждан запрещено участвовать в избирательном процессе, в том числе и ливийцам, проживающим за рубежом;
предусмотрены крайне жесткие критерии отбора кандидатов в переходный парламент.
В 14 пунктах данного закона перечисляются категории граждан, которым запрещено выдвигать свои кандидатуры на предстоящих выборах. Сюда отнесены все те, кто был частью аппарата предыдущего режима, выступал против революции 17 февраля и др. Следует отметить, что эти "нестандартные" требования к кандидатам в депутаты противоречат принципу презумпции невиновности (ограничение права голоса должно базироваться исключительно на судебных решениях и применяться в течение определенного промежутка времени). К тому же процедура применения этих положений закона неясна (в Ираке, например, для применения принципа люстрации в свое время был создан комитет по "дебаасизации", который породил серьезные споры и дополнительные политические проблемы). А положение о том, что у кандидата должна быть "профессиональная квалификация", но не должно быть ученой степени за "Зеленую книгу", противоречит общепризнанным международным нормам, декларирующим отсутствие дискриминации при занятии должностей. Совершенно очевидно, что в таком виде положения закона могут применяться абсолютно произвольно. Есть и другие серьезные недостатки этого документа, которые не позволяют рассматривать будущий выборный ливийский орган как действительно представительный. Одиозными выглядят и другие законы, принятые в мае 2012 г. новыми ливийскими властями и уже подвергшиеся серьезной критике со стороны международных правозащитных организаций. Первый из них - закон об амнистии, запрещающий уголовное преследование тех, кто сражался против режима Каддафи (фактически он предоставляет амнистию всем бойцам, независимо от их деяний в ходе гражданской войны и после нее). Второй закон предусматривал уголовное наказание (вплоть до пожизненного заключения) за прославление самого Каддафи, его сыновей и его режима, а также за распространение "ложной информации и слухов, сеющих страх среди населения", но 14 июня он был отменен.
Еще один документ предусматривает наказание в виде тюремного заключения за оскорбление мусульманской религии, государства и его институтов в переходный период. В апреле ПНС принял закон о политических партиях, запрещавший формирование политических партий на религиозной основе (такой запрет содержится в законодательстве всех арабских республик), однако уже 2 мая под давлением религиозных сил ПНС отказался от этого положения.
Совершенно очевидно, что такая юридическая база не будет способствовать консолидации ливийского общества, она скорее исключает возможность сосуществования различных групп общества в рамках единого государства.
А между тем вопрос о принятии конституции является одним из важнейших для современной Ливии: впервые за сорок три года стране предстоит определить не только форму государственного устройства, но и характер самого режима, его идеологию, основы внутренней и внешней политики. Между тем опыта участия в избирательном процессе, опыта партийного взаимодействия и парламентских дебатов у Ливии нет. Не стоит забывать о том, что в этой стране существовала уникальная система управления, которая учитывала специфику племенной организации общества, охватывала три исторические провинции и опиралась на собственную идеологию, сочетавшую традиционное право (адат) с идеями социализма и исламом.
"Охота на ведьм" - попытка укрепить власть?
Одновременно с принятием законов, направленных на исключение из политического процесса определенных групп граждан, началось преследование и граждан других государств. В прессе появились сообщения о том, что чиновники ПНС проверяют французскую нефтегазовую компанию "
Не способствуют улучшению имиджа страны и ее инвестиционной привлекательности задержание и помещение под стражу сотрудников Международного уголовного суда, а также судебный процесс над 24 гражданами России, Украины и Белоруссии, которых признали иностранными наемниками и приговорили к длительным срокам заключения. (Заметим, что судебные слушания проводил военный трибунал, который подчиняется министерству обороны Ливии.) Спецпредставитель президента РФ по сотрудничеству со странами Африки
В связи с этим вспоминается нашумевшее дело болгарских медсестер, обвиненных в 1998 г. в массовом заражении ливийских детей
Нынешний приговор ливийских властей гражданам, которые "содействовали преступному режиму", ремонтируя военную технику, носит, конечно, политический характер и, видимо, преследует цель, с одной стороны, продемонстрировать свою самостоятельность, повысив тем самым популярность внутри страны, и наказать тех, кто не сразу начал их поддерживать. Так, приветствуя возможное возвращение России на ливийский рынок, премьер-министр Абдель Рахим аль-Киб 9 марта 2012 г. в Вашингтоне еще раз подчеркнул недовольство ливийского руководства позицией, которую заняла Россия в гражданской войне. С другой стороны, это средство давления на Европейский Союз, который в последнее время все чаще выступает с критической оценкой действий новой ливийской власти, отмечая такие негативные явления, как неконтролируемое распространение оружия, сохраняющийся поток нелегальных мигрантов и нарушения прав человека. Все это - вопросы, которые может решить только сильная государственная власть. Поэтому основной задачей остается достижение единства страны и объединение племен. Если эта проблема не будет решена, ситуация в Ливии может оказать дестабилизирующее воздействие на весь Ближний Восток.
Недавняя история свидетельствует, что стабилизация политической ситуации в многоконфессиональных и многоэтнических племенных обществах затягивается на долгие годы, и все усилия мирового сообщества (хотя эти "усилия" в отношении Ливии еще раз подтвердили его двойные стандарты) не приводят к ощутимым позитивным результатам. Ярким примером может служить Ирак, где с момента принятия новой конституции в 2005 г. и формирования новых "демократических" органов власти прошло уже шесть лет. Однако иракская конституционная модель так и не доказала свою жизнеспособность и не дала ответ на ключевой вопрос об устойчивости режимов такого рода, а арабское общество продолжает искать ответ на вопрос, что лучше - стабильность и безопасность в условиях авторитаризма или свобода и демократия в условиях хаоса?
В настоящее время перспективы новой ливийской государственности видятся крайне неопределенно. В целом сам механизм свержения Каддафи больше напоминает сценарий свержения власти в Ираке и Афганистане, а политический процесс в этих странах в последние годы не позволяет с оптимизмом смотреть на будущее Ливии. Процесс подготовки и проведения выборов в Учредительную ассамблею в ближайшее время должен дать ответ на вопрос, останется ли Ливия единым государством.
Автор - Д.и.н., профессор кафедры востоковедения МГИМО (У) МИД России