Премьер Чувашии: Проблема с пригородными перевозками безболезненно не решится
Чувашия, 29 июня, 2012, 19:07 — ИА Регнум. Премьер-министр Чувашии
Иван Моторин напомнил, что данный вопрос поднимается уже в течение нескольких последних лет, при этом РЖД "даже подсуетилось, внеся и пролоббировав ряд изменений в федеральном законодательстве". В итоге ответственность за пригородные пассажирские перевозки была переложена на регионы. При этом, помимо тарифов, много вопросов вызывает качество предоставления железнодорожных услуг. "Даже качество предоставления услуги со стороны РЖД, как вы сами видите, а также по жалобам жителей носит просто хамский характер. Вы мне объясните, что за поезд в один вагон? Это даже не смешно, когда нам продают малопонятную по качеству услугу", - говорит Иван Моторин.
Премьер Чувашии также отдельно остановился на тарифах, "которые вроде бы мы регулируем". "Мы пытались найти более экономное решение, но большая часть средств и компенсации, которые просит у нас "Содружество" (компания, осуществляющая перевозки, ИА REGNUM), поступает всё тому же РЖД за аренду подвижного состава и какого-то там мифического оборудования", - сказал Моторин, напомнив, что "плюс ко всему за инфраструктуру в прошлом году РЖД было получено 25 млрд рублей, в этом году принято такое же решение". "В принципе, в этой ситуации потерпевшими остались пассажиры, регионы, даже то же бедное "Содружество", которое эти все шишки получает. А дивиденды и пресс-релизы рассылает РЖД, рассуждая на тему, кто и в чём виноват", - говорит открыто председатель чувашского правительства.
На пресс-конференции было отмечено, что эта проблема - не только в Чувашии: десятки регионов с этим не согласны. "Потому что не бывает такового: нам - проблемы и затраты, кому-то, условно говоря, каштаны из костра. В суде они хотят решать? Мы готовы идти в суд", - подчеркнул Моторин. При этом он также заверил, что в Чувашии при очередном уточнении бюджета "какие-то средства" заложат, но принципиальное решение нужно искать на федеральном уровне. Напомним, по данным железнодорожников, в текущем году только 17 регионов полностью оплачивают все выпадающие доходы пассажирским компаниям (ППК). На этой неделе "РЖД" распространило информацию о том, что грозит инициировать судебные разбирательства в отношении ряда субъектов по вопросу компенсации выпадающих доходов ППК.
Премьер пояснил, что ГУП "Чувашавтотранс", который является главным государственным перевозчиком, получает меньше, чем просит "Содружество": "Вот попробуй "Чувашавтотранс" не выйти на маршрут хотя бы полдня, коллапс почувствует каждый житель. Мы им даём значительно меньше". При этом Иван Моторин заметил, что правительство может повлиять на работу "Чувашавтотранса", так как является собственником, "а здесь полная зависимость". И если, к примеру, завтра будет принято новое решение по пригородным перевозкам со стороны собственников, то Чувашия "ничего даже сделать не сможет". "Диалог будет вестись, главное, чтобы не так болезненно этот диалог шёл", - заключил Моторин, напомнив, что доля пригородных пассажирских перевозок в Чувашии составляет менее 1% от общего объёма перевозок.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, эта проблема приобрела другое измерение после бунта дачников в Чебоксарах в пятницу 15 июня: ОАО "Содружество", осуществляющее пригородные пассажирские перевозки в Чувашии, подало один вагон вместо двух. При этом об изменении составности правительство Чувашии оповещено не было. В результате около 40 человек остались на перроне и блокировали движение электрички на полчаса. После переговоров дачников увезли на свои участки на автобусе, сняв его с другого маршрута. При этом, как позже заявили представители "Содружества", одновагонные поезда в сторону Канаша пошли уже с 12 июня. На вопрос о том, знали ли они о напряжённости, которая возникла ещё за несколько дней до бунта, исполнительный директор ОАО "Содружество" Вахид Кулиев на пресс-конференции уклончиво сообщил, что "до 15 числа таких инцидентов не было". "На рельсы не бросались, да. Пенсионеры стояли и мучились", - заметили в ответ журналисты. Тут не выдержала постоянная пассажирка поезда, пенсионерка и дачница Татьяна Витюгова, которая эмоционально заметила, что уже 12 июня "вообще невозможно было сесть": "Во-первых, поезд пришёл на час позже, потому что там, в перерыве на станции, висли люди, и машинист не мог зарыть дверь". Ещё более волнуясь и взывая к разуму, она сообщила, что поезда в этом направлении шли "битком", приводя кошмарные факты. В частности, во время движения в туалет захотел ребёнок, его передавали пассажиры по рукам: "Шесть человек в туалете ехали, только бы как-нибудь доехать. И это - 12 июня, в День России. Это нормальным считаете?".
Как ранее сообщало ИА REGNUM, с 1 января 2011 года ОАО "РЖД" больше не является пригородным перевозчиком. Это бремя возложено на десятки региональных пригородных пассажирских компаний (ППК), в которых РЖД принадлежат лишь 49% акций, а 51% - местным властям. ППК, которые за редким исключением называются красивым словом "Содружество", теперь могут лишь брать у РЖД в аренду подвижной состав на то количество рейсов, которые они (то есть местные власти) способны оплатить. Причём "местные власти" - это больше условное определение. Например, в ООО "Содружество", которое осуществляет пригородные перевозки в Чувашии и ряде других субъектов, почти 51% акций делят пополам Татарстан и Удмуртия (по 25,3333%). То есть в данном случае даже если кто и имеет что-то с пригородных перевозок, то только эти два субъекта. Впрочем, вопрос о прибыльности этого вида деятельности не стоит - крупнейший в стране монополист, РЖД, и затевал данную реформу в связи с убыточностью пригородных перевозок и скинул с себя тяжкий непосильный груз на регионы.
В Чувашии, по данным ОАО "Содружество", по состоянию на 1 июня 2012, сумма долга перед обществом с учётом невыплаты за 2011 год составляет 128 млн рублей (ранее заявлялось о 94 млн рублей). При этом на сегодня перевозки пригородными поездами занимают менее 1% по республике в общем объёме перевозок. А субсидия, которую выдвигает перевозчик, по данным региональных властей, не в разы, а в 100 раз больше, чем субсидии, которые выделяются другим видам транспорта на одного перевезенного пассажира.