Интервью с Михаилом Федотовым, специальным посланником президента Российской Федерации в Варшаве на футбольном чемпионате Евро-2012 (Gazeta Wyborcza. 2012. 06. 27.)

Gazeta: Во время недавних футбольных беспорядков в Варшаве Владимир Путин послал вас в Польшу в качестве своего наблюдателя. Какую картину событий представили вы президенту в своем докладе? Михаил Федотов: Я правильно описал все то, что видел собственными глазами.

Gazeta: А вы видели все?

М. Ф.: Да, поляки показали мне все, даже свой секретный центр управления полицией. Но понятно, что я не добивался того, чтобы меня туда пустили.

Я был в Варшаве вечером 12 июня и вместе с болельщиками переходил через мост Понятовского перед матчем Польша-Россия. Там я увидел, как группа хулиганов, закрывших свои лица шарфами, напала на группу наших болельщиков. Один из тех бандитов размахивал над головой толстым кожаным ремнем и бил его пряжкой россиян.

Потом в госпитале в Томашуве Мазовецком я посетил одну из его жертв. Это был нормальный, спокойный болельщик, представитель нашего среднего состоятельного класса. У него была неприятная гематома головного мозга. Польские врачи делали все возможное, чтобы помочь ему. И помогли. В госпитале я увидел, что персонал, другие больные окружили его большой заботой. Моя оценка, которая содержится в моем докладе, такова: во время тех драматических событий простые люди, улица варшавская не была антироссийской, шовинистической.

Gazeta: А вы смотрели польские СМИ в эти дни?

М. Ф.: Ими я был просто сражен. Я видал один из ваших еженедельников, на обложке которого представлен тренер вашей сборной в виде Юзефа Пилсудского, зовущий сражаться во второй битве варшавской. Что за глупость! Что это такое?!

У меня есть претензии и до нашей стороны. Хотя бы до шефа нашего общества болельщиков Александра Шпрыгина. Он пробовал меня убедить, что в Варшаве группа польских футбольных хулиганов напала и тяжело избила целую российскую семью - отца, мать и малое дитя, которые потом лежали избитые на улице. Ничего такого не было.

Gazeta: А как вы оцениваете работу польской полиции?

М. Ф.: Высоко. Полицейские работали профессионально, умно. Они приняли необходимые превентивные меры.

Gazeta: Что вы имеете в виду? М. Ф.: Насколько нам известно, еще до чемпионата Европы они изловили около ста самых агрессивных польских болельщиков-бандитов.

Gazeta: Власти Варшавы правильно поступили, когда разрешили марш болельщиков из вашей страны по нашей столице перед матчем Польша-Россия?

М. Ф.: Не знаю, быть может, это была ошибка. Gazeta: Не было бы хуже, если бы наши хулиганы напали на отдельные группы россиян, отправляющихся на стадион? Их бы полицейские не были в состоянии защитить.

М. Ф.: Я обсуждал это с вашим министром внутренних дел Яцеком Цихоцким. Но, как я уже вам поведал, у меня нет твердого однозначного представления по этому вопросу.

Я должен признать, что ваш глава министерства произвел прекрасное впечатление на меня. Открытый, честный, очень современный. И хорошо говорит на русском. Я в Польше старался, как мог, говорить по-польски, но мой польский намного хуже, чем его русский.

Gazeta: МИД России на прошлой неделе потребовал, чтобы российских болельщиков, задержанных за драки в Польше, как можно быстрее отпустили на родину. Хотели защитить их от ответственности?

М. Ф.: Вовсе нет. Наши футбольные хулиганы должны быть наказаны. Ваша полиция, ваши суды их несправедливо не обвиняли.

Я посмотрел на ситуацию, когда полиция Варшавы задержала две группы россиян, готовых к бою. У них отобрали палки, капы для защиты зубов, цепи и отпустили. Полиция воспрепятствовала авантюре. А тех, кого не сумели умерить, оставили под арестом, они заслуживают того, чтобы быть наказанными. Но я думаю, что наказание они должны понести в России.

Gazeta: Как президент Путин принял ваше мнение о событиях в Варшаве?

М. Ф.: Я передал 4-х страничный доклад в кремлевскую администрацию, описывающий то, что я увидел, и содержащий мои мнения по этому вопросу. Но с президентом о своей работе в Польше я пока не говорил.