Венгрия, Польша, Словакия и Чехия: V4 - зона политического разобщения и экономической стагнации
Москва, 26 июня, 2012, 22:04 — ИА Регнум. Вышеградская группа стран
Главным итогом совещания глав правительств V4 22 июня в Праге стал документ - письмо, подписанное премьер-министрами Петром Нечасом (Чехия),
Совещание в Праге V4 подтвердило прежние приоритеты совместной политики стран центральноевропейской группы. Это, прежде всего - достижение "энергетической безопасности" региона Центральной Европы от России. В этом отношении страны Вышеградской группы развивают для диверсификации путей доставки энергоносителей свою энергосистему коммуникаций по контуру Север-Юг. Представители стран Вышеградской группы в Праге в очередной раз признали дефицит энергетической безопасности в сегменте природного газа своей энергетики. Специальным пунктом совещание V4 подтвердило важность атомной энергетики. У стран Вышеградской группы нет намерений от нее отказываться.
Важным элементом сотрудничества V4 остается совместная политика безопасности, что и подтвердило пражское совещание. В развитие принятой в Чикаго программы
Гораздо важнее в оборонной политике Вышеградской группы другое - продвигаемый сейчас проект Defence Austerity V4 (DAV4). Страны V4 рассматривают возможность совместного приобретения крупных партий современных вооружений. В случае реализации этого направления сотрудничества, оно приведет к стандартизации современных вооружений в регионе. Совместные заказы на крупные партии уменьшат расходы стран Вышеградской группы на приобретение современного оружия.
Отметим, что основы совместной политики безопасности Центральноевропейского региона были заложены при создании в 1990 годы из бывших членов Варшавского договора Вышеградской группы. Из-за размеров ее участников члены Вышеградской группы негласно признают лидерство в этих вопросах Польши. Но, что любопытно, подобная формула стала оспариваться в регионе в последнее время. Буквально за несколько дней до совещания в Праге 19 июня в австрийском Фрауэнкирхене состоялась двухдневная встреча министров обороны Австрии, Чехии, Хорватии, Венгрии, Словакии и Словении. Не трудно заметить, что лидерство в данном случае перехватила Австрия, а состав участников (без Польши) прямо указывает на исторические земли Империи Габсбургов - прежнюю Австро-Венгрию. Очевидно, что две формулы военного сотрудничества в Центральноевропейском регионе могут сосуществовать какое-то время и дальше.
В области внешней политики Вышеградская группа предложила в Праге продолжение в ограниченных масштабах и в собственных региональных интересах старой программы ЕС "Восточное партнерство". В Праге была провозглашена программа "Visegrad 4 Eastern Partnership" с собственным для финансирования своих проектов т.н. Международным Вышеградским фондом (International Visegrad Fund). Создатели "Вышеградской программы Восточного партнерства" намерены координировать свою деятельность на этом направлении с правительствами Соединенных Штатов и Голландии. В планах Вышеградского фонда предусматривается сейчас открытие в ближайшее время Вышеградского информационного центра на Украине.
Помимо стран "Восточного партнерства" (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина), Вышеградский международный фонд намерен осуществлять свою деятельность в направлении "Западных Балкан". Идею о развитии активности Вышеградской группы по направлению государств, возникших на развалинах Югославии, с 2011 года активно продвигала в своих интересах Венгрия. Решение пражской конференции V4 демонстрирует успех этой инициативы.
Что касается отношений с ЕС, то не трудно заметить, что наибольшую заинтересованность в своих отношениях с ним страны Вышеградской группы высказали в части продолжения финансирования Евросоюзом их программ развития, главным образом, инфраструктуры. Текущее финансирование из фондов ЕС идет по программе 2007-2013 годов. На совещании в Праге члены Вышеградской группы выразили настойчивое желание, чтобы подобного рода программы были продолжены в период 2014-2020 годов. Здесь представители Венгрии и Чехии мягко выразили свое неудовольствие тем, что Брюссель использует финансирование по этим фондам в качестве средства давления на их страны. Так, в частности, совсем недавно Еврокомиссия решила не приостанавливать финансирование Венгрии из фондов сплочения. Брюссель собирался подобным образом наказать Будапешт за отказ следовать предписаниям по бюджетной политике.
Наиболее острая проблема существует сейчас в отношениях финансирования из фондов Евросоюза Чехии. В марте 2012 года чешское правительство вынуждено было приостановить свои программы, средства, на исполнение которых, поступают от Евросоюза. Основная причина - обвинения в нецелевом использовании средств ЕС и коррупции. С начала июня 2012 года Брюссель начал расследовать на месте в Чехии ситуацию с чешскими проектами. Чехия планировала получить из Брюсселя на свои программы развития инфраструктуры и охраны окружающей среды с 2007 по 2013 год 800 млрд. крон (около €31 млрд.). Потом сумма на чешские проекты была снижена до 570 млрд. крон (около €22 млрд.). В конце концов, оказалось, что Евросоюз готов финансировать из своих фондов чешские проекты на сумму 130 млрд. крон (€5 млрд). Сейчас из-за остановки финансирования возникли проблемы с чешским бюджетом, который был составлен из расчета денег Евросоюза. Теперь неизвестно, возобновит ли Брюссель оплату чешских программ из своих средств или нет. Не будем забывать, что именно Чехия наряду с Великобританией проявила в марте 2012 года строптивость и не подписала в Брюсселе европакт.
Что касается Словакии, то она собирается получить с 2007 по 2013 год €11 млрд. По словам Фицо, Словакия больше получает от ЕС, чем перечисляет ему. Положительный баланс в пользу стран Вышеградской группы в их отношениях с ЕС является решающим фактором их поддержки процесса европейской интеграции. 22 июня из Праги сказали центру Евросоюза: если вам нужен экономический рост, то не сокращайте фонды сплочения Евросоюза.
Отметим, что сейчас в Вышеградской группе нет конкретных идей о дальнейшей интеграции Евросоюза. В этом отношении страны Вышеградской группы вынужденно играют пассивную роль. Как заявил премьер-министр Чехии, им необходимо дожидаться конкретных предложений от своих старших партнеров, а потом внимательно изучить их. Вместе с тем, государства Вышеградской группы на прошедшем саммите ЕС достаточно откровенно высказались против исключения их из самого процесса обсуждения и принятия решений. Они хотели бы, по крайней мере, присутствовать при этом.
О том, что Вышеградская группа разобщена по проблеме видения будущего Евросоюза, прекрасно продемонстрировал один эпизод, случившийся во время пражского совещания V4. В европейских СМИ появилась информация о том, что десять министров иностранных дел группы стран ЕС выступили с неофициальным предложением создать европейскую федерацию по образцу США. В числе этой десятки якобы был, что похоже на правду, министр иностранных дел Польши
Известно, что наиболее непримиримую позицию по отстаиванию национального суверенитета перед лицом Брюсселя в Вышеградской группе занимает Венгрия. Венгерский премьер Виктор Орбан открыто выступил против плана создания "новой империи" в Европе. На конференции в Праге он выразил уверенность, что Западный мир и Европа, в частности, после кризиса станут совсем другими, не такими, какими они были прежде. Страны Вышеградской группы, несмотря на существующие между ними отличия, по мнению Орбана, представляют некоторое единство, существующее между мирами Германии и России. В настоящее время венгерский премьер является единственным политическим лидером в странах Вышеградской группы, который выступает за единство политических действий и единство интересов региона перед лицом старой Европы и России.
В целом в этом отношении пражский саммит V4 в очередной раз подчеркнул недостатки этого объединения в его нынешнем состоянии. Отсутствие внутренней экономической и политической гомогенности региона имеет своим следствием открыто демонстрируемое в последнее время полное пренебрежение его властными инстанциями при решении будущего Европы нынешними центрами ЕС. В политическом и экономическом плане в Вышеградской группе сейчас существует полный разнобой. В Венгрии у власти стоят правые консерваторы националисты из Фидес/КДНП Виктора Орбана, которые своими часто неумными и импульсивными действиями добились медийной изоляции в Европе и Западном мире. В Польше - либеральные консерваторы Гражданской платформы Туска, которые отмечены сейчас общим чувством самодовольства. Установлению твердого польско-венгерского внешнеполитического союза препятствует в польском звене, в большей степени, политическая невменяемость, демонстрируемая особо отчетливо в последнее время польскими консервативными националистами из "Право и справедливость"
Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM