Старт президентской кампании в Нагорном Карабахе корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал эксперт по проблемам Закавказья Виктор Якубян. Он, в частности, сказал:

"Карабаху сегодня как никогда ранее, разве что в первые послевоенные годы, необходимо доказывать миру и Армении свою монолитность, субъектность и несокрушимую волю к победе.

Для этого меньше всего нужно, чтобы действующий президент НКР Бако Саакян набрал 70 или 80 процентов голосов. Важнее концентрированный и внимательный разговор с избирателями о судьбах их детей, о месте Карабаха в мировой политике и его особой роли в регионе. Армения может позволить себе многое - авантюрный риск во внутренней жизни и внешней политике, преступную халатность в экономике и социальной практике. У Карабаха нет на это права. Надо доказывать, что он более организован, чем Косово, более самостоятелен, чем Южная Осетия и собранней, чем Абхазия. Пока карабахские лидеры об этом только говорят.

Необходимо доказать наличие справедливой и открытой избирательной системы, которая построена не для штамповки образцово-показательных выборов с заведомо предрешенным исходом, а для вовлечения избирателя в суверенную политическую жизнь, широкую дискуссию лидеров Карабаха о судьбе своей страны. Только так Карабах может добиться признания мира и Армении. Доказав свою субъектность. Иначе война! Поблажек, какие косовары получили от США, а абхазы от России, карабахцы не дождутся ни от кого.

Что же касается российских интересов, то процессы вокруг Карабаха сегодня мало чем уступают по значимости событиям, разворачивающимся в Сирии. Карабах в ближайшее десятилетие будет оставаться краеугольным и взрывоопасным элементом, вокруг которого будет разворачиваться конкуренция региональных и мировых центров силы. Тот или иной исход карабахского вопроса, учитывая также возможную силовую развязку, будет напрямую влиять на позиции России в Закавказье.

При этом Карабах должен стремиться стать самодостаточным политическим фактором, вне зависимости от той или иной внешнеполитической стратегии Армении. А Россия - срочно расширить и многообразить свои региональные политические возможности и ресурсы, наладив прямой диалог с де-факто властями НКР, как это делается в случае с Приднестровьем. С другой стороны, опыт последних выборов в Южной Осетии и Приднестровье позволяет лишь радоваться тому, что у Москвы нет в Карабахе такого же влияния и ресурсов, что лишает ее возможности использовать свои же преимущества в ущерб себе.

Тем не менее, состоятельность и прочность Карабаха для России не менее важна, чем возвращение лица в Южной Осетии и Абхазии, реабилитация в Приднестровье. Признание Абхазии и Южной Осетии не решило все их проблемы, но обострило проблемы Карабаха и Приднестровья. Это, на самом деле, два последних бастиона, внутренне рассчитывающих только на Россию, но ежедневно удостоверяющихся в ее слабости".