Киргизия, как и Таджикистан, заинтересована в реализации международного железнодорожного проекта Иран-Афганистан-Таджикистан-Киргизия-Китай (Кашгар-Герат). Об этом в интервью таджикскому информационному агентству "Авеста" заявил министр транспорта Таджикистана Низом Хакимов.

Напомним, 15-го июня в СМИ было опубликовано заявление министра транспорта и коммуникаций Киргизии Калтыкбека Султанова, сводящееся к тому, что Киргизия может проигнорировать участие в проекте строительства железной дороги Иран-Афганистан-Таджикистан-Киргизия-Китай.

"Данная ж/д будет проходить через территорию Кыргызстана, поэтому требуется наше согласие. Он нас пока мало интересует, так как есть другой проект ж/д Китай-Кыргызстан-Узбекистан, он более важен в экономическом и стратегическом планах. Скорее всего, мы не дадим согласия", - заявил Султанов.

В свою очередь посол Ирана в Киргизии Манучехр Муроди в интервью агентству "АКИпресс" дал понять, что для Ирана маршрут не принципиален, страна готова принять вариант, который выберет киргизская сторона для того, чтобы выйти из тупика. "Думается, что проект ж/д Китай-Киргизия или через территорию Узбекистана, или Таджикистана - приемлем. Для нас нет разницы. В конце концов, он должен соединиться с железной дорогой Ирана. На сегодня других путей не существует. Возможные альтернативы небезопасны и экономически невыгодны", - подчеркнул иранский дипломат.

Данные заявления главы киргизского Минтранса и иранского посла прозвучали на фоне прошедшего на прошлой неделе в Бишкеке заседания таджикско-киргизской межправительственной комиссии по комплексному изучению вопросов двухстороннего сотрудничества.

Примечательно, что с обеих сторон делегации межправкомиссий возглавляют министры транспорта. Комментируя "Авесте" заявление своего киргизского коллеги глава таджикского Минтранса Низом Хакимов отметил, что на следующий день после публикации заявления в СМИ, то есть 16-го июня, таджикская делегация встретилась с Калтыкбеком Султановым и обсудила данный вопрос. "После того как глава Минтранса Киргизии был проинформирован о том, что данный вопрос решен на высшем политическим уровне еще 2010 году, Султанов отметил, что этот проект действительно выгоден Кыргызстану, поскольку появится возможность транспортировки товаров в Афганистан, Иран, также Кыргызстан получит доступ к морским портам Ирана. Таким образом, согласие всех стран участников проекта остается в силе", - отметил Хакимов.

По его словам, в настоящее время иранская компания "Метро" разрабатывает технико-экономическое обоснование (ТЭО) таджикского участка международного железнодорожного проекта. "Часть работ по исследованию проекта на участках от границы Афганистана до Яванского района завершена. Иранские специалисты приступают к изучению участка от Вахдатского района до Карамык (граница Киргизии). Ожидается, что ТЭО завершат в октябре текущего года", - отметил он.

Глава Минтранса Таджикистана также отметил, что иранскими специалистами рассматриваются несколько вариантов реализации проекта, в том числе по вопросу ширины колеи. "Дело в том, что у Китая и Ирана ширина железнодорожной колеи составляет 1435 см, в то время как в Таджикистане и Кыргызстане железные дороги построены по советскому стандарту, то есть 1520 см", - пояснил министр.

В настоящее время Таджикистан собственными силами прокладывает ж/д по маршруту Душанбе-Курган-тюбе, который, как предполагается, станет частью международного железнодорожного проекта Кашгар-Герат. Самым сложным является участок Вахдат-Карамык (граница Киргизии), протяженностью 270 километров.