Я очень рад, что моя статья - "Россия и Грузия, что дальше?" (я бы скромно отнес свой текст к жанру "эмоционального эссе") вызвала живой интерес уважаемого профессора Владимира Захарова и побудила его к написанию ответного материала - "В чем странность кровавого конфликта с Грузией?".

Сам факт дискуссии на тему дальнейшего развития российско-грузинских взаимоотношений чрезвычайно важен, так как время играет против нас - тех, кто хочет нормализации ситуации по обе стороны кавказского хребта, притом, что четкой конструктивной стратегии по этому вопросу как не было, так и нет. Надеюсь, что зерна истины, которые зарождаются в любом цивилизованном споре, найдут благодатную почву. Итак.

Сам ответ Владимира Захарова по своей форме и реактивности достаточно симптоматичен. К большому сожалению многие работники официальных структур при слове "Грузия" или не дай бог "Саакашвили" включают единственный вариант реагирования - отрицание и обвинения, в том числе и в "лоббировании интересов грузинских властей". Остальной текст сразу выпадает из сознания и не воспринимается. Подобная реакция понятна для чиновника или военного, но едва ли она красит ученого историка, чье мастерство определяется не зазубриванием дат и событий, а чутьем и широким пониманием контекста.

Подобный (взаимный) рефлекс официальных лиц обеих стран это победа глобальных "оппонентов" России. Тех, для кого стратегически важно разбить "христианскую ось" на Кавказе, так как ничто так не удерживает народы вместе, как общие ценности. Но об этом чуть позже.

Из текста Владимира Захарова видно, что уважаемый профессор понимает, кто стоит за вооруженным и дипломатическим конфликтом между братскими народами России и Грузии. Но в таком случае становится непонятно, почему риторический вопрос о возможности возобновить диалог (никто не говорит о лобызаниях в засос) с действующей администрацией Грузии, это практически предательство, а, например, дружеское общение наших российских политических лидеров с политическими лидерами США это норма?

Я не зря вспомнил в своем эссе о крупнейших российских компаниях с государственным капиталом, которые продолжают работать на грузинском рынке. Не могут же они работать без ведома тех же депутатов и других деятелей из окружения президента Грузии с которыми, по мнению Захарова, диалог вести нельзя. Как объяснить такой диссонанс, когда для государевых политиков и российского общества - война, а для государевых бизнесменов немалые лицензионные выплаты по франшизе? Напрашиваются и другие аналогии, например, с перманентным дипломатическом противостоянием России с Великобританией, при всей непримиримости которого некоторые весьма высокие российские чины отправляют в Лондон своих жен и детей жить и учиться. Но это другая история.

Статья Владимира Захарова касается моего высказывания о странности конфликта между Россией и Грузией. Я искренне скорблю о каждой жертве этой короткой, но чудовищной во многих смыслах войны. Она назревала давно, в ней было много разных естественных и искусственных катализаторов, но это была странная война, я настаиваю на этом термине. В первую очередь потому, что она вынудила убивать друг друга представителей братских народов, единоверцев, людей у которых по сути идентичные ценности, что мы не всегда можем встретить внутри нашей многонациональной федерации.

Странность этой войны в ее глубинной противоестественной трагичности, в том, что она стала результатом двадцатилетнего бардака, а последствия ее, если не прилагать усилий, могут аукнуться катастрофами исторического масштаба и для наших стран, и для всего региона. Я не снимаю ответственности с грузинских властей за этот конфликт. Но надо помнить, что ситуация назревала не один год и на сегодняшний день является совершившимся фактом, труднейшей проблемой из которой нужно искать выход вместе.

Диалог и взаимоотношения с Грузией не означают автоматического возвращения Южной Осетии и Абхазии. Точно также, как диалог с Японией не предполагает автоматического возвращения Курильских островов. Точно также, как общение и диалог с Азербайджаном не означает обязательного содействия в передаче территории Нагорного Карабаха.

Вопрос совершенно в другом. Я убежден, что настоящий историк просто обязан понимать метафизику исторических событий, взаимосвязей между культурами, судеб государств и народов. Грузия, как и Армения, имеют колоссальное значение для России и не только с геополитической точки зрения. Эти страны и народы поддерживают корневую систему русской культуры, компенсируя "обрубленную" русскую античность. Если угодно, мы энергетически нужны друг другу. Кроме того нам стоило бы поучиться у наших южных соседей сохранению семейных ценностей, традиций, сплоченности. Ревности в Вере. Уверяю вас, при всей "либеральности" грузинской политики, такая мерзостная провокация, как скачки девок Pussy Riots была бы невозможна в тбилисском храме.

Следуя логике непримиримых вояк, мы можем на всех картах закрасить территорию Грузии в черный цвет, запретить фильмы Данелии и стереть все записи Зураба Соткилавы, но решит ли это проблему?

Денис Дворников - член Общественной палаты РФ