Максим Рева: Выборы в Греции - упущенный шанс спасти евро
Первый акт греческой трагедии завершился. Правоцентристская партия
Результаты повторных выборов, мало чем отличаются от результатов выборов, которые прошли в Греции 6 мая. Тогда не удалось сформировать правительственную коалицию и, согласно конституции, были назначены перевыборы. Сейчас же ни у кого нет сомнений, что партии "Новая демократия" удастся сформировать правительство, основной задачей которого будет сокращение бюджетных трат и выполнение соглашений с ЕС и
Социалистическая партия ПАСОК готова войти в новое правительство при условии новых переговоров с ЕС и МВФ, целью которых будет послабление требований кредиторов. Ранее лидеры ПАСОК сделали предложение победившей партии о создании широкой коалиции, в которую войдёт и леворадикальный политический союз СИРИЗА получивший второй результат на выборах и имеющий 71 депутатский мандат. Однако Алексис Ципрас, лидер СИРИЗА, проваливший формирование коалиции в мае на это раз заявил, что возглавляемый им союз будет работать в оппозиции, противостоя антинародной политики нового правительства.
Но кроме красивых слов у Ципраса есть ещё одна причина не входить в правительство. СИРИЗА, на данный момент, представляет собой объединение левых политиков, не имеющих мощного партийного аппарата в отличие от таких устоявшихся партий как "Новая Демократия" или ПАСОК. Поэтому Ципрас воспользуется паузой для создания новой политической силы, которая в ближайшие два года будет способна взять власть в свои руки. Пока же СИРИЗА будет играть роль этакой страшилки, которую будет использовать новое правительство для выбивания из ЕС и МВФ новых послаблений. Надо учесть, что за СИРИЗА проголосовало 25% избирателей, если добавим голоса, поданные за другие партии, выступающие против ужесточения мер экономии, то получится, что против нового правительства уже сейчас настроено почти 45% населения.
"Новая демократия" ещё на майских выборах выступала за смягчения условий выдвинутых
Нынешний кризис в Европе фактически сделал из Германии западноевропейскую империю, все страны старой Европы входящих в зону евро являются финансовозависмыми от Германии. Разница между процентными ставками по долговым обязательствам Германии и стран евро-периферии доходит до 6%, это позволяет Германии в одиночку поддерживать общую валюту. Однако сами немцы не очень-то рады свалившемуся на них величию. Выход Греции из зоны Евро может привести к убыткам немецкой экономики в размере 300-700 млрд. евро. К тому же выход Греции может спровоцировать цепную реакцию и вслед за греками из еврозоны начали бы выходить оставшиеся страны PIIGS (Португалия, Италия, Ирландия Греция, Испания). Да и сама Германия находится на пределе своих возможностей, поэтому и обратилась к странам G20 с просьбой о помощи в разрешении европейского долгового кризиса.
Берлин очень боялся возможного выхода Греции из еврозоны. Поэтому немецкие экономисты и политики начали пропагандистскую компанию суть, которой заключалась в том, что после евро нет жизни. Но так ли это? Лучше грекам в зоне евро в ближайшие годы не будет, безработица, сокращение экономики, распродажа страны и при этом отсутствие всяких механизмов самостоятельного принятия решений, утрата независимости и деградация нации не способной нести ответственность за свою страну. Недаром в одной из крупнейших газет Греции "Демократия" перед выборами был опубликован портрет
Предположим, что Греция вышла бы из зоны евро, да возможно в ближайшие бы месяцы было бы хуже, резкое падение уровня жизни, сокращение социальной сферы, безработица, отсутствияеденег. Однако, дешёвая драхма, низкие цены, дешёвая рабочая сила, привлекли бы туристов и инвесторов. В Греции могла бы начать развиваться промышленность, которая тридцать лет выводилась из Европы в Азию. Греки были бы вынуждены выживать, им бы пришлось снова взять ответственность за себя и за свою страну.
В конечном бы итоге от выхода Греции из зоны Евро выиграли бы все, кроме тех, кому выгодно превращение государств в потребительских марионеток. В странах европейской периферии граждане постепенно теряют инстинкты национального самосохранения, перестают брать на себя ответственность за государства и утрачивают способность работать. Это подтверждают требования выдвигаемые европейцами на протестных акциях, прокатившихся по всей периферийной Европе. Вместо того, что бы требовать работы, как это было ещё 30 лет назад, выдвигаются требования сохранения социальных гарантий, другими словами сохранение потребительского минимума.
Зона евро через несколько лет развалится, впрочем, так же как и вся долговая пирамида, существующая с конца 70-х годов прошлого столетия. Так называемые развитые страны, начав выводить промышленность в Азию, поставили основным двигателем экономики не производство, а потребление и смогли быстро достигнуть высокого уровня благосостояние. Но это было возможно сделать только в долг и за счёт низкооплачиваемого труда жителей Китая и Юго-Восточной Азии.
Выход Греции из зоны евро был бы очень болезненным как для Германии и Европы, так и для всего мира. Однако он позволил бы отработать механизмы смягчения таких стрессовых ситуаций и показал бы, что могло бы произойти дальше. Случись это сейчас, удар по мировой экономики был бы гораздо слабее, чем, если через некоторое время из еврозоны вместе с Грецией выйдут страны PIIgS, тогда нас всех точно ждёт настоящий коллапс, к которому мы не готовы.
На прошлой неделе, не дождавшись греческой развязки, спекулянты начали новую атаку на долговой рынок Испании и Италии. Агония евро продолжается, в ближайшее время и Европейский центральный банк и Федеральный резерв США начнут новую программу количественного смягчения, наводняя мировую экономику необеспеченной товарным покрытием наличностью. От этой операции первоначально будет эффект - всплеск потребления и новое наращивание долгов, которое ещё сильнее втянет мир в долговую пирамиду, а затем начнётся новый виток долгового кризиса, последствия которого будут в сотни раз тяжелее, чем последствия возможного нынешнего выхода Греции из еврозоны.