"Можно ли сравнить Мирчу Элиаде с Йожефом Ньирё?" - обзор СМИ Румынии
Румыния - Россия: "Рассматривая отношения с Россией с подозрением и предвзятостью, без политического реализма, можно впасть в автаркию". "Венгерский вопрос": "Румыния пытается вести экспансию на Восток, используя практически те же методы, что и Венгрия".
Румыния - Россия: "Рассматривая отношения с Россией с подозрением и предвзятостью, без политического реализма, можно впасть в автаркию"
Невозможно оставаться равнодушным, когда видишь столько вовлечённых персонажей с политиканской пеной у рта, обсуждающих какой-либо вопрос, особенно касающийся наивысших дипломатических компетенций, пишет Ziare.com. Как, например, выходки с обвинениями в злонамерениях каких-либо государств, с которыми Румыния налаживает связи, договоры, соглашения, только вот мудрой политики всё никак не наладит. Не менее важны реплики, отголоски, реакция и контрреакция со стороны общества на эти связи, потому что они представляют собой первые признаки, которые иностранные дипломатические службы собирают, анализируют, адаптируя свою повестку в зависимости от официальной позиции властей, а также неофициальных данных из средств массовой информации.
По этой и по многим другим причинам, международные отношения Румынии в последние годы в лучшем случае можно назвать застойными, если не регрессивными, а наши возможности стать важным и предсказуемым партером в Европе и в мире резко сократились за последние 8 лет, со всеми вступлениями в
Кроме того, мы должны поучиться у их профессиональных дипломатов тому, что отношения с той или иной страной невозможно рассматривать дихотомично по принципу или-или, поскольку усиление экономического и культурного обмена всегда приносит пользу, а любого рода ограничения - только убытки, пишет Ziare.com. Чтобы преуспеть на Западе прибегают к методу приоритетности по областям и главам: сегодня стагнируют отношения с одной или двумя странами, а другие развиваются дальше. Натянутость наших отношений с Россией берёт начало в глубоком прошлом и продолжается ввиду архаичной ментальности, обусловленной историческими событиями, специфичными для соседствующего с колоссом, у которого склонности, зачастую, имперские. У нас были и есть надежды и страхи... Таковые имеются и у поляков, прибалтов, украинцев. А в это время Запад прагматично дифференцировал политические вопросы от экономических, уделяя особое внимание и культивируя последние, от чего немцы, например, получают серьёзную выгоду.
Мы привыкли проигрывать, продолжает Ziare.com. До сих пор у нас отсутствовали политический реализм и прагматизм, так что у их экономической и политической интеллигенции мы числимся в разделе "и другие": как следствие, сырье мы приобретаем через посредников... Кто оплачивает некомпетентность и высокомерие наших властей? Мы все. Через распространение бедности в широкие массы. Но кому-то придётся отвечать. Поэтому и политики, и СМИ должны как можно скорее понять, что внешняя политика принадлежит не Марге, не Бэсеску, не Либерально-демократической партии, не Социал-либеральному союзу, но Румынии. По этой причине у нас ничего не выходит, поэтому никто не верит нам. Поэтому, когда мы хотим поучаствовать в такой конструкции, как, например,
Речь идёт об ответственности, пишет Ziare.com. Хорошие отношения должны культивироваться, и именно здесь, в дополнение к мастерству дипломатов, вступают в роль СМИ. Тут можно задаться вопросом, риторически, конечно, сколько раз всплывали дерзкие нападки на другие страны или сплетни, или необоснованные обвинения иностранных лидеров в таких СМИ, как BBC, TVF, DW, RFI, FAZ, NWZ, NYT...? Крайне редко, и каждый раз реакция официальных лиц была соответствующей. Когда же мы заучим, что внешняя политика это общее дело, но осуществляется она от имени Румынии, а не персонально. Только через избранных или назначенных представителей, подводит итог издание.
"Венгерский вопрос": "Румыния пытается вести экспансию на Восток, используя практически те же методы, что и Венгрия"
Венгров из Трансильвании постоянно подстрекают разного рода венгерские политики, которые ввиду отсутствия жизнеспособных проектов, предлагают избирателям будущее, построенное на одержимости мёртвым прошлым, пишет Adevarul. Спикера венгерского парламента прогуливают "как медведя" по Секуйскому краю лидеры Венгерской гражданской партии с целью предвыборной пропаганды. В свою очередь сам
Венграм, которые чувствуют потребность участвовать в подобных маневрах, следует кое-что знать, чтобы лучше понимать результаты этого шовинистически-предвыборного спектакля, в который они втянуты, продолжает Adevarul. Первая новость и наиболее актуальная в контексте местных выборов такова, что прославление какого-либо фрагмента их прошлого не поможет в латании дыр в асфальте, никаким образом не улучшит уровень жизни местной общины. Это не решает ни одну из проблем, стоящих перед лицом венгров и румын в Трансильвании и всей страны.
Однако, важен другой аспект, пишет Adevarul. Сам по себе венгерский патриотизм вызывает восхищение. Румыны могут поучиться у венгров тому, как нация должна гордиться своей идентичностью, как она любит свою родину и как блюдёт национальные ценности. Выраженный в рамках уважения к общему прошлому, не наносящий румынам какой-либо боли, венгерский национализм похвален и заслуживает уважения. Однако, есть определённый предел, который венгерские политики не должны переходить, и который должны осознавать венгры, пойманные в сети экстремистов. В нашей общей истории есть моменты сравнительно недавнего времени, которые являются крайне болезненными для тысяч румын: выживших, детей или внуков тех, кто терпел преступления, происходившие в Трансильвании, оккупированной войсками Хорти.
Прославление этого периода является очень серьезным оскорблением для тех, чьи открытые раны ещё не зажили с 1940-1944 гг., продолжает Adevarul. Этот предвыборный цирк Венгерской гражданской партии является жестоким бездушием и грубым неуважением к семьям погибших тогда. Лидеры этой партии должны поучиться у румын терпимости и уважению к ценностям других. За последние 20 лет Румыния преподала Европе урок терпимости и спокойствия. По сути, венгры в Трансильвании на данный момент имеют автономию, которую они так хотели. Они могут выражать свою национальную идентичность и в целом делают то, что захотят только потому, что румыны показали пример терпимости, спокойствия и уважения к этому меньшинству. Они только разве что таможню не организовали на въезде в Секуйский край (существования которого Бухарест не признает - прим. ИА REGNUM). Короче говоря, они получили все, чего просили, ровно до тех пор, пока эти претензии имели целью сохранение этнической идентичности. И хорошо, что Румыния предоставила миру свой пример.
Но, к сожалению, среди румынских граждан венгерской национальности есть персонажи, которые считают, что оскорбительное отношение - это путь к политическому успеху, пишет Adevarul. Это люди мыслящие примитивно, жертвующие благополучием своей общины только чтобы обосноваться во власти. Ну что хорошего ожидает сообщество, где проявляется шовинистическое поведение? Каким может быть их будущее внутри
Можно ли сравнить
Политические "ошибки" Йожефа Ньирё, о которых упоминает как бы прощающе г-н Ковер, это причастность Ньирё к фашистскому движению и тот факт, что венгерский писатель получил звание военного преступника, пишет Curentul. Ошибкой может представляться некий изолированный факт, не характеризующий личность в целом, это скорее минутное помутнение, чего нельзя сказать о политической лояльности Ньирё к фашистскому движению, что осветило его жизнь и оставило отпечаток в его трудах.
Йожеф Ньирё родился в местечке Жимбор (ныне уезд Брашов, Трансильвания, Румыния) в 1889 году и переехал в Одорхейул Секуеск (ныне уезд Харгита, Румыния) после смерти своего отца в 1900 году, где он окончил католическую школу и стал изучать теологию в Алба-Юлии, продолжает Curentul. Писатель был рукоположен в сан католического священника в 1912 году в Сибиу, однако был отлучен от церкви семью годами позже по причине его связи с Илоной Бедо, с которой он, впрочем, и обручился. Обрекши себя на исключение из духовенства, Ньирё начал политическую деятельность.
После фашистского путча
Прах Ньирё, умершего в 1953 году в Мадриде, был привезён в Венгрию в 2010 году, и венгерские чиновники решили перезахоронить Йожефа Ньирё в Одорхейул Секуеск в день католической пятидесятницы в мае 2012 года, что вызвало протест румынских властей и Демсоюза венгров Румынии, которые посчитали идею перезахоронения частью предвыборной кампании Венгерской гражданской партии, продолжает Curentul. Следует также отметить, что венгры вовсе не обрадовались, когда произведения этого писателя были введены в программу обязательного обучения по венгерской литературе в школах и колледжах Венгрии, хотя, по мнению правительства
Не стоит раздувать политическую сторону вопроса о перезахоронении, этому было уделено достаточно внимания, но хотелось бы защитить последнее, что румыны ещё могут защитить: достоинство и честь людей, которые заслуживают почтения на территории страны, во имя которой они писали сотни страниц, до сих пор читаемых студентами, приобщающимися к чувствую прекрасного в литературе, пишет Curentul. Пример, пришедший на ум г-ну Коверу, не случаен, ведь Мирча Элиаде является международным достоянием в литературе, истории и философии. Неизвестно, много ли румын слыхали о Йожефе Ньирё до этой истории с перезахоронением, но о Мирче Элиаде знают, вне всякого сомнения, и венгры, и вся Европа, и значительная часть Америки.
Мы не хотим сказать, что наш более святой, продолжает Curentul. По крайней мере, с политической точки зрения, Элиаде был арестован за пропаганду в ходе кампании "Железной гвардии", движения, в котором румынский писатель являлся активистом. Однако, следует напомнить, что Элиаде не строил своей карьеры на политическом экстремизме и не продал свою душу этой идеологии, к тому же достаточно заплатил, будучи арестованным в период с июля по ноябрь 1938 года, за этот эпизод своей причастности к "Железной гвардии" в молодые годы, после чего он дистанцировался от этого движения и продолжил литературную, преподавательскую и философскую деятельность. У Элиаде были свои политические грехи, но он никогда не был объявлен военным преступником и его невозможно считать истинным фашистом.
Конечно, мы не будем судить о них по их политическим "ошибкам", например, фашизм, экстремизм, как говорит г-н Ковер, так что перейдём к литературной креативности каждого из них, пишет Curentul. Йожеф Ньирё был главным редактором двух крайне правых газет "Forța Maghiară" и "Magyar Unnep" и его экстремистская политическая ориентация (неизбежно) находила отражение на страницах, подписанных венгерским автором. Среди работ венгерского писателя есть такие произведения "Под игом Господним" ("În jugul lui Dumnezeu"), "Секуй" ("Secui"), "Глухая лупа" ("Lupă surdă") и т.д.
И Мирча Элиаде, и Йожеф Ньирё написали множество статей под сильнейшим экстремистским влиянием, за которые они получили "плату" и которые омрачили их "чистую" литературную деятельность, диктуемую силой таланта, продолжает Curentul. Тем не менее, Мирча Элиаде опомнился. Он отошёл от политических споров и пресёк влияние противоречивой политической идеологии в своих работах, сконцентрировавшись на фантастической литературе, исследовании религии и философии. Мирча Элиаде обосновался в Чикаго в 1957 году, не имея за своей спиной множества неудачных попыток эмиграции, как у Ньирё но путём достойным, будучи профессором истории религий в Йельском университете. В Соединенных Штатах он зарабатывал себе репутацию с каждым новым научным трудом, благодаря чему получал места в прославленных институтах и степени почетного доктора. Также, кафедра истории религий в Чикагском университете носит его имя в качестве доказательства его огромного вклада в научную литературу этой области знаний. В отличие от протеста венгров изучать произведения Ньирё, по мнению Ковера "весьма выдающихся", румыны с удовольствием читают Элиаде, а подростки очарованы его фантастическими произведениями такими, как "У цыганок" ("La țigănci") или "Возвращение из рая" ("Întoarcerea din rai"), которые занимают заслуженное свое место в учебниках литературы.
Проводить сравнительную параллель между Ньирё и Элиаде неверно, так как Элиаде был человеком культуры и посредством ряда своих статей выразил определенную идеологию, в то время как венгерский писатель исполнял политическое обязательство, очень серьёзного характера, это если не упоминать о его участии в конкретных действиях расизма, разжигания определенных преступных действий, последствия которых были весьма ощутимы, пишет Curentul. Политические действия Йожефа Ньирё служили диктаторскому режиму, в котором явно просматривался антисемитский и антирумынский акцент. Элиаде не участвовал в конкретных действиях, не был лидером партии, не был частью режима и не находился у власти, когда "Железная гвардия" управляла страной. Таким образом, сравнение между этими двумя фигурами совершенно неоправданно. Румын Мирча Элиаде в первую очередь ученый с достижениями международного значения, в то время как Йожеф Ньирё отличился сильнейшей политической ангажированностью, которой сквозит каждая его работа. Что ещё отличает их, так это тот факт, что Йожеф Ньирё умер как военный преступник, в то время как Мирча Элиаде - как литературный талант, подводит итог издание.
Идея правительства Будапешта форсировать возрождение венгерского патриотизма внутри страны и за ее пределами, чтобы найти таким образом так необходимую всеобщую цель на фоне углубляющегося экономического кризиса, раздражает соседей Венгрии, пишет Revista 22. Румыния, однако, тоже пытается вести экспансию на Восток, используя практически те же методы, что и Венгрия. Предвыборные визиты спикера парламента Венгрии Ласло Ковера в Трансильванию в поддержку Венгерской гражданской партии (ВГП), особенно разозлили
Паломничество Ласло Ковера преследует три цели, продолжает Revista 22. 1) Поставить новую цель, спроектированную стратегами Будапешта по "воссоединению" венгерской нации. 2) Поддержать на местных выборах ВГП используя предлог с захоронением останков покойного писателя Йожефа Ньирё. 3) Подорвать имидж и авторитет Демсоюза венгров Румынии (ДСВР).
"Воссоединение", спроектированное идеологами премьера-консерватора Виктора Орбана в несколько ступеней, началось с предоставления венгерского гражданства всем венгероговорящим, кто может подтвердить своё родство с жителем Великой Венгрии тех времён, когда страна являлась частью габсбургской империи, пишет Revista 22. Таким образом, новая Конституция делает ставку на "духовное и интеллектуальное объединение венгерской нации", необходимое по причине того, что территориальные границы Венгрии не соответствуют границам нации. Это и стало главным аргументом в пользу предоставления гражданства и права голосовать венграм из-за рубежа. Речь может идти о 3 миллионах венгероговорящих жителей соседних стран, по большей части из Румынии и Словакии. Чтобы этот проект по духовному "воссоединению" нации возымел успех, Венгрия должна постоянно показывать венграм из-за рубежа что не забывает о них, что есть красные нити, которые связывают Венгрию с каждым венгерским сообществом Центральной и Восточной Европы, и что всегда есть повод помнить о принадлежности к нации, грубо разделённой Трианонским договором.
Консервативная партия Фидес, находящаяся у власти в Венгрии, теряет свои позиции в опросах общественного мнения особенно по экономическим причинам, но так же и потому, что приняла некоторые меры, больше присущие авторитарным режимам, нежели демократическим, продолжает Revista 22. Решения лидеров Фидес по восстановлению позиций среди избирателей составляют часть арсенала "воссоединения": националистическая пропаганда и политическая поддержка венгерских партий в соседних государствах.
Спикер венгерского парламента Ласло Ковер внедряет в жизнь некоторые пункты из правительственной программы, использовав писателя Йожефа Ньирё, пишет Revista 22. Благодаря проницательности Ковера, бывшего главы спецслужб Венгрии, и несообразительности румынского правительства, Йожеф Ньирё стал самым известным венгерским писателем в Румынии. Его перезахоронение в Трансильвании стало поводом для венгерского правительства, чтобы продемонстрировать свою силу и способность к реализации национального проекта, а для Румынии случаем попасть в смешное положение. Чтобы не допустить перезахоронения, на которое организаторы получили заранее все необходимые разрешения, румынское правительство решило сорвать операцию по перевозке в страну останков писателя Ньирё. Однако, возымели место лишь гротескные придирки: практически все автомобили венгерских парламентариев, приехавших для участия в похоронах, подверглись обыскам румынскими полицейскими, однако, весь этот цирк не увенчался успехом и погребение состоялось в тот же день, в который было запланировано, в рамках небольшой церемонии, без радикальных или фашистских акцентов.
Если бы правительство Румынии проигнорировало замысел Ласло Ковера, то этот скандал не вышел бы за пределы венгерской общины, но преследования и лжепатриотические заявления лидеров СЛС поставили Румынию в затруднительную ситуацию, когда государственные органы оказались не в состоянии найти урну с останками нацистского писателя, продолжает Revista 22. Румынские чиновники обнажили образ слабой страны во главе с дезорганизованными националистами, не имеющими власти над институтами, которыми управляют.
Операция Ньирё, выгодная правому правительству Будапеште и венгерским радикалам в Румынии, поставила в сложную ситуацию и ДСВР, который, по крайней мере, на первом этапе, не смог дистанцироваться от идеи захоронения значимого, но политически скомпрометированного писателя, пишет Revista 22. ДСВР, который обладает монополией на внутреннем политическом рынке, стал слишком румынским на взгляд премьер-министра Виктора Орбана. Неконтролируемый и, следовательно, относительно бесполезный для Фидес, ДСВР следует бойкотировать пока он не потеряет монопольное положение. Для дестабилизации лидеров ДСВР, власти Будапешта поддерживают материально-технически, финансово и медийно параллельно две партии - Венгерскую гражданскую партию (ВГП) и Народную партию венгров Трансильвании (НПВТ). Подобную политику, но в другом масштабе некогда пытался вести
Справка ИА REGNUM: До 1918 года Трансильвания была частью Австро-Венгрии. Венгрия уступила Трансильванию Румынии по Трианонскому договору 1920 года со странами-победительницами в Первой мировой войне, потеряв таким образом 2/3 территории и населения. Сегодня в Румынии проживает около 1,5 млн венгров, что составляет около 6,6% населения страны. Основная часть венгерского меньшинства проживает на территории Трансильвании и имеет самоназвание "секуи". 5 сентября 2009 года прошедший в городе Одорхейул Секуеск съезд представителей местных органов власти Секуйского края провозгласил создание Секуйской автономии, в которую вошла большая часть территории уездов Ковасна, Харгита и Муреш. На съезде были утверждены гимн, флаг, герб и административная карта новообразованной Секуйской автономии. 12 марта 2010 года в городе Сфынту Георге состоялся второй съезд мэров и советников Секуйского края. Главным решением участников съезда стало придание венгерскому языку официального статуса на региональном уровне. Со своей стороны центральные органы власти Румынии не признали законности решений обоих съездов. Несмотря на это, в конце мая 2011 года группа румынских европарламентариев от Демократического союза венгров Румынии открыла в Брюсселе представительство Секуйского края при