Иннокентий Адясов: Кто в России отвечает за политику в СНГ?
Вновь поставить вопрос о политике России в
Особое удивление вызывает тот факт, что данное управление АП было создано как бы под будущие, еще неопределенные задачи. В Указе
Еще больше неясности добавило заявление вновь назначенного руководителя данного управления
Вопрос же пенсионного пространства в СНГ имеет очень долгую и крайне непростую историю. Базовым для всей системы пенсионного обеспечения в Содружестве является "Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Это соглашение было принято уже больше двадцати лет назад (13 марта 1992 года) и основным его принципом выступает назначение и выплата пенсий гражданам государств-участников Соглашения по месту жительства.
То есть, еще в момент создания СНГ, когда были определенные надежды на это интеграционное объединение, и бывшие республики Союза еще во многом жили в общем пространстве, речь не шла о создании, а тогда точнее сохранении единого пенсионного пространства Содружества. Спустя несколько лет официальный Киев пытался поставить вопрос о выплате украинским пенсионерам дополнительных пенсий за счет российских средств за годы работы в районах Крайнего Севера (по мнению украинских чиновников, нефтегазовая инфраструктура России создавалась во многом трудом граждан тогдашней УССР, и следовательно они имели право на своеобразную ренту от российской нефти и газа). Однако тогда Москва отказалась обсуждать такие предложения Киева.
По мнению же Юрия Воронина и его куратора теперь и в АП
Тогда Юрий Воронин так объяснял механизм начисления российских пенсий для граждан СНГ: "Если иностранец работал на территории РФ, но к моменту наступления пенсионного возраста уже покинул Россию, то его права будут защищены международными договорами, которые позволят реализовать пенсионные права человека вне зависимости от места проживания". Но какие средства могли быть накоплены в ПФР за шесть месяцев функционирования данного закона? Крайне небольшие, что понятно и человеку, далекому от кухни
Но стоит вернуться к основной теме статьи - кто же все таки из многочисленных министерств и ведомств сейчас реально отвечает за проведение российской политики в СНГ?
Помимо вновь созданного Управления по социально-экономическому сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия вопросами СНГ в АП традиционно занимается управление АП по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами. Попытки "неких околокремлевских источников" представить дело так, что вновь созданное управление будет заниматься "экономическими и социальными" проектами, за вторым же оставят только "гуманитарную составляющую", выглядят по крайней мере неуклюже. Возможно ли сейчас провести некую четкую грань между социальной и гуманитарной составляющей, тем более в СНГ?
На уровне исполнительной власти вопросы СНГ отнесены к компетенции МИДа, Россотрудничества, Минобрнауки, Министерства культуры, Министерства экономического развития РФ. С момента упразднения в мае 2000 года Министерства по делам СНГ (тогда его функции были разделены между МИД и
Также до сих пор непонятен алгоритм соотношения инструментов традиционной политики и инструментов "мягкой силы", которые сейчас активно пытается продвигать руководство Россотрудничества, в Содружестве. К сожалению, пространство СНГ в современной российской внешней политике часто становится полем столкновения непонятных ведомственных, а часто и бизнес интересов различных российских властных кланов. При таком положений вещей было бы крайне наивно ждать усиления российского влияния в СНГ, которое продолжает называться "зоной особых российских интересов".