Константин Сыроежкин: Визит Хиллари Клинтон в Закавказье - демонстрация для Владимира Путина
По итогам Пекинского саммита
ИА REGNUM: Каковы, на ваш взгляд, итоги Пекинского саммита, который проходил в новых условиях - усиления военного присутствия США в
Это несколько усложняет обстановку в регионе и серьезно беспокоит Китай. Особенно в контексте новых тайваньско-американских контрактов на поставки Тайваню военной техники. Но и только.
Противодействовать наращиванию военного присутствия США в регионе ни Шанхайская организация сотрудничества, ни КНР не в состоянии. И именно по этой причине на саммите этот вопрос даже не поднимался. Внимание было сконцентрировано на ПРО ТВД и попытках США и их союзников свергнуть неугодные им режимы в Сирии и Иране. Об этом прямо говорится в принятой по итогам саммита Декларации.
И то, что под Декларацией, содержащей такие тезисы, поставили свои подписи все государства-члены ШОС можно рассматривать как определенный позитив. Напомню, что вето Китая и России при голосовании в ООН резолюции по Сирии не было поддержано другими членами ШОС. На саммите зафиксирована общая позиция: "Государства - члены ШОС выступают против военного вмешательства в дела данного региона (имеется в виду Ближний Восток и Северная Африка), принудительного форсирования "передачи власти", применения односторонних санкций".
ИА REGNUM: А есть ли еще позитивные результаты?
Да, в частности, фиксация единой позиции ШОС по "иранской проблеме". В Декларации подчеркивается: "Государства-члены выражают серьезную озабоченность складывающейся ситуацией вокруг Ирана, являющегося наблюдателем при ШОС. Они считают, что любые попытки решить иранскую проблему силовыми методами неприемлемы и ведут к непредсказуемым последствиям, угрожающим стабильности и безопасности в регионе и в мире в целом. Призывают все стороны проявлять максимальную сдержанность, избегать заявлений и действий, способных привести к дальнейшей конфронтации".
Также сделан серьезный шаг в направлении реализации экономических проектов в рамках ШОС. Хотя конкретных решений пока не принято, но зафиксировано стремление к обеспечению энергетической безопасности на пространстве ШОС, развитию транспортной инфраструктуры и формированию соответствующих международных транспортных коридоров. Дано поручение как можно быстрее завершить работу, связанную с созданием Фонда развития (специального счета) ШОС и Банка развития ШОС, а это - серьезный шаг в направлении наполнения экономической деятельности ШОС реальным содержанием.
ИА REGNUM: Как вы относитесь к усилению "внутреннего" противостояния между РФ и КНР?
Как здесь не относись, такое противостояние имеет место быть. И самое очевидное тому свидетельство - отсутствие решения вопроса о Банке развития ШОС. Напомню, что Китай предлагал к обсуждению на саммите три вопроса. Первый - создать банк развития ШОС, со штаб-квартирой в Пекине, с нынешним шефом Банка развития Китая во главе, и в основном с китайскими деньгами. Второй - создание специального счета ШОС. Третий - создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС. Несмотря на то, что второй вопрос - это инициатива
ИА REGNUM: Почему в ходе Пекинского саммита так мало времени уделялось вопросам региональной безопасности?
Я бы так не сказал. Напротив, большая часть текста Декларации посвящена именно вопросам региональной безопасности. Эти же вопросы затрагиваются и в двух основных документах, принятых на саммите: новый вариант "Положения о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе" и "Программа сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 гг.". Наверняка вопросы безопасности рассматриваются и в "Основных направлениях стратегии развития ШОС на среднесрочную перспективу".
ИА REGNUM: Как вы оцениваете тот факт, что члену
С Афганистаном все понятно. Проблема урегулирования ситуации в Афганистане, особенно в контексте вывода оттуда войск США и
Что касается Турции, предоставление ей статуса партнера по диалогу для меня загадка. Хотя, учитывая сегодняшний вес Турции в мире и в регионе, а также проводимую ею внешнюю политику, лучше числить ее среди союзников. Впрочем, статус партнера по диалогу не столь уж и значим.
Что касается Ирана, то он уже имеет статус наблюдателя, а принятие его в качестве государства-члена ШОС пока не может быть осуществлено именно ввиду санкций, наложенных на ИРИ ООН. Это - требование документов, регламентирующих прием в члены ШОС. Здесь можно говорить и о геополитической составляющей (в частности о нежелании государств-членов портить свои отношения с США), но требования "Положения о приеме в члены ШОС" обязательны для всех. Иран не составляет исключения.
О перспективе принятия его в качестве постоянного члена можно будет говорить только тогда, когда с него будут сняты санкции ООН. Не раньше. Если говорить о политике расширения ШОС в принципе, я отношусь к числу тех экспертов, которые рекомендуют не торопиться с этим вопросом. Все нужно тщательно взвешивать и оценивать, поскольку любое расширение лишь добавляет проблемных вопросов в деятельность ШОС. Было бы желательно для начала разобраться с теми проблемами, которые есть сегодня.
ИА REGNUM: Оцените, пожалуйста, визит госсекретаря США