По итогам Пекинского саммита Шанхайской организации сотрудничества можно отметить несколько позитивных моментов, в частности, единую позицию членов ШОС по Сирии, фиксацию позиции организации по ядерной проблематике Ирана, а также серьезный шаг в сторону реализации экономических проектов в рамках организации. Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил известный казахстанский специалист по Китаю Константин Сыроежкин. Он признался, что с трудом понимает решение ШОС предоставить статус партнера по диалогу Турции, но оговорился, что учитывая сегодняшний вес Турции в мире и в регионе, а также проводимую ею внешнюю политику, лучше числить ее среди союзников.

ИА REGNUM: Каковы, на ваш взгляд, итоги Пекинского саммита, который проходил в новых условиях - усиления военного присутствия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе?

Это несколько усложняет обстановку в регионе и серьезно беспокоит Китай. Особенно в контексте новых тайваньско-американских контрактов на поставки Тайваню военной техники. Но и только.

Противодействовать наращиванию военного присутствия США в регионе ни Шанхайская организация сотрудничества, ни КНР не в состоянии. И именно по этой причине на саммите этот вопрос даже не поднимался. Внимание было сконцентрировано на ПРО ТВД и попытках США и их союзников свергнуть неугодные им режимы в Сирии и Иране. Об этом прямо говорится в принятой по итогам саммита Декларации.

И то, что под Декларацией, содержащей такие тезисы, поставили свои подписи все государства-члены ШОС можно рассматривать как определенный позитив. Напомню, что вето Китая и России при голосовании в ООН резолюции по Сирии не было поддержано другими членами ШОС. На саммите зафиксирована общая позиция: "Государства - члены ШОС выступают против военного вмешательства в дела данного региона (имеется в виду Ближний Восток и Северная Африка), принудительного форсирования "передачи власти", применения односторонних санкций".

ИА REGNUM: А есть ли еще позитивные результаты?

Да, в частности, фиксация единой позиции ШОС по "иранской проблеме". В Декларации подчеркивается: "Государства-члены выражают серьезную озабоченность складывающейся ситуацией вокруг Ирана, являющегося наблюдателем при ШОС. Они считают, что любые попытки решить иранскую проблему силовыми методами неприемлемы и ведут к непредсказуемым последствиям, угрожающим стабильности и безопасности в регионе и в мире в целом. Призывают все стороны проявлять максимальную сдержанность, избегать заявлений и действий, способных привести к дальнейшей конфронтации".

Также сделан серьезный шаг в направлении реализации экономических проектов в рамках ШОС. Хотя конкретных решений пока не принято, но зафиксировано стремление к обеспечению энергетической безопасности на пространстве ШОС, развитию транспортной инфраструктуры и формированию соответствующих международных транспортных коридоров. Дано поручение как можно быстрее завершить работу, связанную с созданием Фонда развития (специального счета) ШОС и Банка развития ШОС, а это - серьезный шаг в направлении наполнения экономической деятельности ШОС реальным содержанием.

ИА REGNUM: Как вы относитесь к усилению "внутреннего" противостояния между РФ и КНР?

Как здесь не относись, такое противостояние имеет место быть. И самое очевидное тому свидетельство - отсутствие решения вопроса о Банке развития ШОС. Напомню, что Китай предлагал к обсуждению на саммите три вопроса. Первый - создать банк развития ШОС, со штаб-квартирой в Пекине, с нынешним шефом Банка развития Китая во главе, и в основном с китайскими деньгами. Второй - создание специального счета ШОС. Третий - создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС. Несмотря на то, что второй вопрос - это инициатива Дмитрия Медведева, Россия на данном этапе заблокировала их все. Ее позиция вполне объяснима - "накачка" экономических проектов ШОС преимущественно китайскими деньгами серьезно снижает не только эффективность интеграционных проектов, идущих под эгидой России, но и интерес к самой России. Не менее значимо и то, что доминирование китайских товаров на рынках государств-членов ШОС существенно ограничивает их возможности по восстановлению национальных экономик.

ИА REGNUM: Почему в ходе Пекинского саммита так мало времени уделялось вопросам региональной безопасности?

Я бы так не сказал. Напротив, большая часть текста Декларации посвящена именно вопросам региональной безопасности. Эти же вопросы затрагиваются и в двух основных документах, принятых на саммите: новый вариант "Положения о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе" и "Программа сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 гг.". Наверняка вопросы безопасности рассматриваются и в "Основных направлениях стратегии развития ШОС на среднесрочную перспективу".

ИА REGNUM: Как вы оцениваете тот факт, что члену НАТО Турции и нестабильному Афганистану предоставили статусы в рамках ШОС, а Ирану указали на его санкции? Может ли вообще Иран в обозримом будущем стать полноправным членом ШОС и что это будет означать?

С Афганистаном все понятно. Проблема урегулирования ситуации в Афганистане, особенно в контексте вывода оттуда войск США и ISAF - одна из базовых в списке приоритетов ШОС. Участие Афганистана в качестве наблюдателя позволяет более детально заняться этой проблемой.

Что касается Турции, предоставление ей статуса партнера по диалогу для меня загадка. Хотя, учитывая сегодняшний вес Турции в мире и в регионе, а также проводимую ею внешнюю политику, лучше числить ее среди союзников. Впрочем, статус партнера по диалогу не столь уж и значим.

Что касается Ирана, то он уже имеет статус наблюдателя, а принятие его в качестве государства-члена ШОС пока не может быть осуществлено именно ввиду санкций, наложенных на ИРИ ООН. Это - требование документов, регламентирующих прием в члены ШОС. Здесь можно говорить и о геополитической составляющей (в частности о нежелании государств-членов портить свои отношения с США), но требования "Положения о приеме в члены ШОС" обязательны для всех. Иран не составляет исключения.

О перспективе принятия его в качестве постоянного члена можно будет говорить только тогда, когда с него будут сняты санкции ООН. Не раньше. Если говорить о политике расширения ШОС в принципе, я отношусь к числу тех экспертов, которые рекомендуют не торопиться с этим вопросом. Все нужно тщательно взвешивать и оценивать, поскольку любое расширение лишь добавляет проблемных вопросов в деятельность ШОС. Было бы желательно для начала разобраться с теми проблемами, которые есть сегодня.

ИА REGNUM: Оцените, пожалуйста, визит госсекретаря США Хиллари Клинтон в Закавказье. Можно ли сказать, что он носил демонстрационный характер в связи с Пекинским саммитом? В большой политике случайностей не бывает. Безусловно, визит Хиллари Клинтон в Грузию, Азербайджан и Армению носил демонстрационный характер. Однако, это вряд ли было связанно с саммитом ШОС. Скорее, это была демонстрация для Владимира Путина как нового президента Российской Федерации.