"Больше Европы"! Такой лозунг германский канцлер Ангела Меркель провозгласила 31 мая в Штральзунде на заседании глав правительств Совета государств Балтийского моря (CBSS). Тогда она пояснила, что под этим призывом понимает предоставление более широких полномочий Европейской комиссии - исполнительному и подготовительному органу ЕС. То есть, речь идет о сокращении национального суверенитета государств-членов Союза. По ее мнению, в дискуссии о дальнейшем развитии и углублении интеграции в Европейском Союзе не должно быть запретных тем. Меркель объяснила, что кризис может быть преодолен структурными реформами. Первым этапом процесса должен стать фискальный пакт. В связи с требованиями, вытекающими из него к финансовой дисциплине, поддержанию сбалансированного бюджета и сокращению задолженности, дальнейшим шагом будет заключение межправительственных договоров и внесение поправок в базовый Договор о функционировании ЕС. Кризис будет преодолен, но сейчас, по словам германского канцлера, европейцам необходимо задуматься о дальнейшей временной перспективе на пять-десять лет.
Подобное заявление ведущего лидера Германии и Европейского Союза можно было бы принять за риторику, получившую широкое распространение после начала кризиса 2008 года, если бы Меркель не дала дополнительные разъяснения несколько дней спустя. 5 июня на встрече с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, германский канцлер прямо санкционировала создание Банковского союза. А 7 июня Меркель выступила с большим телеинтервью по германскому каналу общественного телевидения ARD, где она продолжила свои рассуждения о дальнейших путях европейской интеграции. Логика, предложенная Меркель, была достаточно проста. Так, в частности, она сообщила известную вещь: существующие в настоящий момент в ЕС Шенгенская зона и еврозона являются следствием "двухскоростного" процесса интеграции Европы. Сейчас на повестке дня встает вопрос о бюджетном и политическом союзе в Европе. И этот процесс, по мнению канцлера, будет проходить по-прежнему по "двухскоростному" принципу. Причем выполняться он будет с еще большей последовательностью. Лозунг Меркель "больше Европы" на практике означает: "Нам нужны не только валютный союз, но так называемый фискальный союз, который означает общую налогово-бюджетную политику. Но, прежде всего, нам необходим политический союз", который означает, что постепенно все больше и больше "компетенций необходимо передать Европе". От принципа общего принятия решений, с правом отдельного члена ЕС воспрепятствовать ему, придется отказаться.
8 июня после встречи с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном Меркель вновь разъяснила свою программу реформирования ЕС. Она призвала Европу принять постепенный путь к политическому союзу. Меркель отметила, что нынешний долговой кризис создавался 10 лет и не может быть решен в одночасье. Таким образом, программа реформы ЕС Меркель противостоит призывам ее коллег решить как можно скорее накопившиеся проблемы. Формально долгосрочная программа Меркель становится противовесом заявленным планам нового французского президента Франсуа Олланда. 8 июня окончательно стало ясно, что все рассуждения Меркель о дальнейшей интеграции ЕС являются, с одной стороны, ответом на вызов, брошенный германскому канцлеру французским президентом Олландом, а, с другой стороны, прямым предложением французам.
Бывший премьер-министр Франции Франсуа Фийон (UMP) в Le Monde в пятницу 8 июня писал: "Очень важно, что она (Меркель - ред.) сказала, поскольку я до сих пор верил, что Германия против идеи твердого ядра (в Евросоюзе - ред.)". По мнению Фийона, согласного с идеей "двухскоростной Европы", "внутренний круг" ЕС, управляющий экономикой Союза, должен состоять из Франции, Германии и Италии. "Я поддерживаю (предложение Меркель - ред.), в противном случае европейские страны будут преследовать неудачи, в конкуренции с Азией и Латинской Америкой", - сказал бывший премьер-министр Франции. Только франко-немецкая пара имеет возможность принимать решения, - считает Фийон. Далее он подверг критике Франсуа Олланда, первым мероприятием которого на посту нового французского президента стала "ошибка подрыва франко-немецкого дуэта". "Если экономический и финансовый кризис начнется через несколько недель, кто будет решать?" - задал он риторический вопрос. И ответил: "Это может быть неприятно слушать другим, но следует отметить: не Европейская комиссия дает ответы и решения".
В тот же день 8 июня в дискуссию о будущем ЕС вмешались итальянцы в лице бывшего премьер-министра Италии и председателя Еврокомиссии (1999-2004) Романо Проди. По случаю предложений Меркель он дал пространное интервью итальянскому изданию Il Sole 24 Ore. "Либо мы создаем Соединенные Штаты Европы, либо Европа выходит из истории. Без Европы никто не останется в живых. Европе следует руководствоваться инстинктом выживания", - заявил Проди. Он чрезвычайно драматизирует текущую ситуацию. Последней возможностью для спасения Проди назвал предстоящий саммит ЕС в конце июня 2012 года. По его мнению, США очень ловко переложили ответственность за кризис на ЕС. Альтернативы после этого не осталось: "либо мы всех вместе все вместе спасем, либо проклянем себя". Проди отметил парадоксальность ситуации: канцлер Германии на словах выражает европейские идеалы, которые в действительности сопровождаются "анти-европейской политикой". "Необходимо разъяснить Германии, что "двухскоростной союз" плох для немецкого экспорта. Европа для немцев означает преимущество", - заметил влиятельный итальянский политик. Тем не менее, Проди подчеркнул, что невозможно избежать "многоскоростной Европы". Принцип принятия единогласного решения препятствует проводить эффективную политику ЕС, в частности, в сфере внешних отношений.
Таким образом, Проди, с одной стороны, осудил предложение Меркель о двухскоростной Европе, а с другой, предложил компромисс - южане отказываются от части суверенитета в обмен на германскую помощь и внешнее единство. Отметим, что французы, в лице тамошней оппозиции (Фийон) этот компромисс между Севером Европы - Германией и Югом - Италией заранее приняли, предложив схему будущего ядра ЕС из тройки: Германии-Франции-Италии.
Все бы хорошо. Но почему тогда так упорно молчит президент Франции Олланд? Он никак не прореагировал на предложение Меркель. За это на него 9 июня, в пятницу, набросилась в своей редакционной статье консервативная Le Monde: "Не вопрос, какой будет ответ Меркель. Нужно сказать "да" этому маленькому шагу к федерации в деле спасения евро".
23 мая на неформальном саммите ЕС Олланд выступил с идеей евробонда на стороне кризисных южан против неуступчивой позиции Меркель. Теперь видно, как Меркель мгновенно парировала удар, предложив, с одной стороны, создать в ближайшей перспективе Банковский союз, с другой - сформировать ядро в ЕС из Франции и Германии, которое начнет диктовать остальным экономическую политику. Немцы предложили Олланду оставить кризисных южан на произвол судьбы и будущий франко-германский экономический диктат, с перспективой перевести этот диктат в политическую плоскость. Насколько серьезно предложение Меркель? Олланду остается только гадать. О нерешительности французского президента и свидетельствует затянувшаяся пауза.
Отметим, что одновременно с заманчивым предложением французам, немцы, фактически, не возражали против решительных шагов, предпринятых 7 июня на конференции в Люксембурге министров внутренних дел стран ЕС по предстоящему свертыванию Шенгенской зоны. В тот день национальные правительства получили право по своему усмотрению в экстренных ситуациях вводить контроль на своих национальных границах. Тем самым Германия продемонстрировала всем, что кризисного развала отдельных институтов ЕС она не страшится. Сейчас Германию шантажируют Греция, Испания, потом Франция. Великобритания подначивает немцев на проведение твердой линии на углубление интеграции, одновременно говоря о необходимости уступок южанам. Вслед за этим Германия шантажирует всех своей экономической диктатурой с закрытыми границами и предлагает подобный вариант разделить вместе с ней французам.
Франция после этого предложения в лице президента Олланда озадаченно молчала. Только в воскресенье, 10 июня, последовал уклончивый и осторожный отказ на предложение Меркель. Воскресное издание Le Figaro процитировало слова французского госсекретаря по европейским делам Бернара Казенёва, что Франция поддерживает "углубление" политической интеграции Европы, но "институциональная реформа не может быть решением актуальных проблем, связанных с кризисом". Укрепление европейской политической интеграции, как подчеркнул Казенёв, немыслимо без участия народа. И этого не произойдет, пока Европейский Союз не продемонстрировал свою способность давать ответы на кризис. Отметим, что Олланд в сложившейся ситуации так и не решился дать лично прямой ответ на предложение Меркель. Игра Парижа на разрыв франко-германского союза, таким образом, продолжается.
Такова ситуация в преддверии выборов в Греции и предварительного совещания верхушки лидеров ЕС 22 июня в Риме.
Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM