Ризван Гусейнов: Политика азербайджанского государства направлена на создание ромбообразного общества
Азербайджан, 9 июня, 2012, 17:19 — ИА Регнум. Мифы Карена Сафаряна об удручающем экономическом положении Азербайджана, противоречат реальному положению дел 6 июня 2012 года на сайте информационного агентства ИА REGNUM была опубликована статья автора Карена Сафаряна "Экономика Азербайджана: мифы и реальность". В статье наличествует большое количество неточностей статистического и аналитического характера, на что в тот же день обратил внимание ряд блогеров (http://nariman-bek.blog.day.az/2012/06/06/privet-mir/). После того, как господин Сафарян узнал о своих ошибках, он внес определенные изменения в свою статью. Однако, тем не менее, это мало что поменяло, так как статья по-прежнему изобилует ошибками.
Господин Сафарян, принимающий за "легенду" экономические достижения Азербайджана, сомневающийся, что экономический рост в Азербайджане поменял жизненный уровень населения и не верующий тому, что Азербайджан сумеет обеспечить в будущем развитие экономики страны за счет развития ненефтяного сектора экономики, в своей статье, якобы анализировал экономику Азербайджана и реальный жизненный уровень населения в стране.
Автор "не верит" или не хочет верить, что экономический рост в Азербайджане сопровождается повышением уровня конкурентоспособности экономики Азербайджана. Господину Сафаряну стоило бы посмотреть хотя бы отчет Всемирного Экономического Форума (
А как на счет роста жизненного уровня населения? Сумел ли Азербайджан, добиться успеха и в этом направлении? Для того чтобы ответы на эти вопросы отражали реальность, а не желания Карена Сафаряна, мы опять обращаемся к отчетам международных организаций. По классификации
Благодаря именно экономическому росту укреплена социально-экономическая безопасность страны. Так, "подушка безопасности", сформированная стратегическими валютными резервами, способна защитить азербайджанскую экономику от экономических шоков. Удачное воплощение экономической безопасности в Азербайджане не осталось без внимания и со стороны международных рейтинговых агентств. Все три влиятельных рейтинговых агенства (
Хотелось бы еще раз заметить, что динамический экономический рост, конкурентоспособность азербайджанской экономики, улучшение уровня жизни населения, экономическая безопасность страны не являются лишь заявлением официальных лиц Азербайджана, а оценкой международных организаций и рейтинговых агентств.
Несмотря на тот факт, что в статье Карена Сафаряна сокращение темпов экономического роста в Азербайджане с 2006 года объясняется двумя причинами, сам автор не берется верить в правильность первой из них. Вторая же причина, объясняющая "снижение" темпов экономического роста в Азербайджане - утверждение Сафаряна о том, что Азербайджан с учетом имеющихся нефтегазовых запасов уже достиг максимального уровня добычи нефти и газа - не соответствует реальности. Снижение добычи нефти в Азербайджане в 2011-ом году было связано с пересмотром буровых работ на блоке "Азери-Чираг-Гюнешли". Кроме того, в 2011-ом году платформы должны были быть приостановлены на длительный срок для проведения инженерно-геологических работ, что соответственно и привело к снижению объемов производства. В общей сложности разведанные запасы нефти и конденсата Азербайджана составляют около 2 млрд. тонн, и страна может сохранить добычу на этом же уровне в течение 50 лет. Азербайджан имеет 2,6 триллиона кубических метров доказанных запасов газа, которых может хватать на 100 лет. Так что, снижение добычи нефти в Азербайджане - вполне регулируемый процесс, и правительство намерено стабилизировать производство нефти в районе 45-50 миллион тон в год, что соответствует нефтяной стратегии Азербайджана.
Из-за стремительного роста прошлых лет сохранить высокий темп роста экономики трудно. Темпы экономического роста в последние 2-3 года невысоки, но за этими темпами стоит изменение характера экономического роста. В 2011-ом году ВВП в ненефтяном секторе вырос на 9,4%, а ВВП в нефтегазовом секторе сократился на 9,3%. В этом году так же сохраняется превосходство роста ненефтяного сектора. Как видно, с каждым годом центр тяжести экономики Азербайджана перемещается в сторону ненефтяного сектора. Этот факт еще раз подтверждает реальность прогнозов необходимого роста в ненефтяных секторах экономики, для обеспечения удвоения ВВП.
В своей статье, Карен Сафарян старается оспорить поставленную президентом Азербайджанской Республики цель в ближайшие 10 лет увеличить экономику страны вдвое, в основном, за счет развития ненефтяного сектора. Однако, автор, почему-то при этом учитывает в среднем ежегодный темп инфляции на уровне 10,6% в 2004 - 2011 года, тем самым лишь показывая свою некомпетентность в вопросе. Во-первых, темп инфляции за последние 8 лет составил в среднем не 10,6%, а - 9,7%. Мало того, что господин Сафарян не правильно рассчитал темп инфляции, он учитывал лишь то, что инфляция будет такой же в будущие 10 лет, какой она была в последнее восьмилетие. Это выходит за рамки сферы экономической науки и теорий прогноза. Есть "Критика Лукаса", которая основывается на утверждении о наивности попыток предсказания последствий изменения экономической политики, только на основе взаимоотношений имеющихся до этого показателей.
По расчетам
Диверсификация азербайджанской экономики ведется на полной скорости. ИКТ является вторым по величине сектором по объему производства и потенциала после энергетического сектора, но в будущем ИКТ, безусловно, будет ведущей отраслью в Азербайджане. С 2003 года средний ежегодный темп роста ИКТ в Азербайджане составил 27%, в то время как ежегодный рост в мире в среднем только 10%. Исключением был кризис в 2009 году, когда динамика роста в Азербайджане снизились до 13-14% годовых. Как можно видеть, ненефтяная экономика растет высокими темпами. Однако нефтяной бум не давал возможности ненефтяному сектору вырасти по отношению к своему удельному весу до 2009 года. Начиная с 2009 года удельный вес ненефтяного сектора начал увеличиваться. Объем экспорта ненефтяного сектора в Азербайджане увеличился на 40% в течение 2010-2011 годов.
В своей статье Карен Сафарян подчеркивает: "Что касается платежей из фонда государственного страхования сегменту сельского населения, то общая сумма социальных платежей в целом в 2011 году составила 468,1 млн. манатов или около $367,5 млн." Сумма указанная выше (468,1 млн. манатов) в долларовом эквиваленте составляет не $367,5 млн. а $592,8 млн. Автоматически все последующие расчеты не верны. 468,1 млн. манатов это общая сумма, выплаченная из бюджета Социального Фонда для решения социальных проблем (2). С другой стороны, занятые в сельском хозяйстве люди не получают одно только пособие и пенсии из Фонда социальный зашиты, они также имеют доход от занятости. По данным Статистического Комитета Азербайджана, в доходах сельского населения страны пенсионные выплаты составляют 16,4% (3). Сафарян отмечает, что отсутствие соответственной налого-бюджетной политики приводит к неравенству в распределении денежных доходов среди населения, а значит, приводит к бедности существенной его части. В 2011 году уровень бедности в Азербайджане составил 7,6%. Ссылаясь на Госкомстат Азербайджана можно подтвердить, что уровень бедности по сравнению с 2003 годом сократился в 5,9 раза.
По оценкам
Мы советуем господину Карену Сафаряну посмотреть на уровень бедности в Армении. По официальным данным, в 2008 году в Армении уровень бедности составлял 17,6%, показатель крайней бедности не превышал 1,6%. В 2010 году были зарегистрированы показатели 35,8% и 3% ("Жоховурд": в Армении уровень бедности достиг 35,8%, http://www.armtown.com/news/ru/pan/20120523/108687/). Если уровень бедности в Армении почти в 5 раз превышает соответствующие показатели Азербайджана, то на каких основаниях г-н Сафарян обвиняет Азербайджан в отсутствии применения социальных программ?!
Для автора "аналитической статьи", заметим, что в Азербайджане воплощены в жизнь и продолжаются реализовываться примерно 140 целевых государственных программ. В качестве примера можно отметить "Государственную программу по социально-экономическому развитию регионов Азербайджанской Республики" (2004-2008 и 2009-2013 года) и "Государственную программу по сокращению бедности и развитии экономики" (2003-2005).
Валовой внутренний продукт только ненефтяного сектора Азербайджана в 3 раза превышает ВВП Армении. Принимая это во внимание, совсем нелогично сравнивать ВВП этих стран.
Рейтинг фискальных показателей Азербайджана и Армении в отчете Всемирного Экономического Форума "Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2011-2012" показывает, что в 2010 году по соотношению бюджетного баланса к ВВП Азербайджан находился на третьем месте в мире, опережая не только все страны региона, но и страны СНГ, а также страны BRIC. Так в прошлом году соотношение профицита консолидированного бюджета к ВВП составило почти 11%. Как нам известно, соотношение бюджетного дефицита не должно превышать 3%. В Армении соотношение консолидированного бюджетного дефицита к ВВП составило 4,9%. Так внешний долг к ВВП к началу года (2011) составил 7,42% или $3 857.3 млрд. Таким образом, Армения занимает 68 позицию в рейтинге, а у г-на Сафаряна нет никаких оснований считать экономику Азербайджана однобокой. Если взять другой показатель - соотношение государственного долга к ВВП, то по этому показателю Азербайджан обогнал все страны региона и занял 11 место в мире.
В заключении отметим, что анализ экономик стран Южного Кавказа явственно демонстрирует, что агрессивная политика Армении в регионе Южного Кавказа оборачивается ущербностью и неполноценностью социально-экономического развития страны. Уязвимость экономики Армении была продемонстрирована во время экономического и финансового кризиса 2008-2009 г.г., тогда как Азербайджан и Грузия смогли в краткие сроки реализовать ряд мер, которые позволили пройти период кризиса со стабильными показателями.
Ризван Гусейнов (Баку) 1. IMF estimates between 2010 and 2017 http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_past_and_future_GDP_(nominal) 2. The State Social Protection Fund of Azerbaijan Republic, Report on Azerbaijan Republic State Social Protection Fund income and expenditures, 2011, http://www.sspf.gov.az/view.php?lang=en&menu=265&id=808 3. http://www.azstat.org/statinfo/budget_households/en/073.shtml