Эксперт из США: Присоединение Афганистана к работе ШОС может осложнить реконструкцию страны
Соединенные Штаты оказались перед интересным дипломатическим выбором в Южной Азии. Вашингтон, несомненно, порадовало недавнее решение Туркменистана взять на себя обязательства по поставке природного газа транзитом через Афганистан в Индию и Пакистан, но если Вашингтон хочет реализовать свое желание по развитию и укреплению связей между Средней и Южной Азией, то американским политикам придется найти способ каким-то образом обойти два камня преткновения на этом пути, а именно Иран и
Основная проблема США выглядит следующим образом: Вашингтон намерен и впредь оказывать давление на Иран в надежде заставить его свернуть свою ядерную программу; вместе с тем, политика сдерживания по отношению к Ирану в ее нынешнем виде может стать помехой на пути дальнейшей стабилизации ситуации в Афганистане.
В настоящее время центральным элементом американской стабилизационной стратегии для Афганистана являются планы по превращению этой истерзанной войной страны в центр региональной торговли. Соглашение о поставках газа с Туркменистаном, подписанное в конце мая, знаменует собой существенный шаг вперед в данном направлении. Однако следует отметить, что на пути реализации проекта "Нового Шелкового пути" лежит немало ловушек. Похоже, что если США намерены сохранить преданность своей стабилизационной стратегии в Афганистане, то им придется проявить немного гибкости по отношению к Ирану. На данном конкретном этапе и Пакистан, и Индия не склонны следовать примеру США в деле изоляции Ирана.
У Пакистана, без сомнения, на данный момент не слишком складываются отношения с США. Пакистан уже поставил в известность, что хоть он и принимает участие в трубопроводе ТАПИ, связывающем Туркменистан со странами Южной Азии, Исламабад не намерен отказываться от реализации ирано-пакистанского трубопровода. Американские власти категорически настроены против последнего проекта. Пакистан же придерживается иранского маршрута по двум причинам: во-первых, Исламабад хочет укрепить впечатление, что он проводит самостоятельную внешнюю политику, и, во-вторых, он уже взял на себя определенные экономические обязательства в связи с данным проектом. Согласно предварительному условию, если до конца 2014 года Пакистан не введет в эксплуатацию ирано-пакистанский газопровод, то ему придется выплатить Тегерану серьезную неустойку.
Нью-Дели также не настроен радикально сокращать уровень своего нынешнего взаимодействия с Ираном. Это со всей очевидностью проявилось в ходе недавнего визита делегации иранских деловых кругов, которые заключили с Индией соглашение о закупках партий сахара, риса и соевых бобов, а также выразили желание активно расширять двустороннюю торговлю. Помимо всего прочего, 31 мая в Нью-Дели прибыл с визитом министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи, чтобы пригласить премьер-министра Индии
Соединенные Штаты должны также принять в расчет амбиции Индии в отношении ШОС - региональной организации государств, в которой доминирующую роль играют Китай и Россия. Организация соберется на свой ежегодный саммит 6-7 июня. Индия имеет статус наблюдателя в ШОС и не теряет надежды в один прекрасный день стать полноправным членом организации. Нью-Дели намерен использовать данную организацию как средство построения экономических отношений с другими странами-участницами ШОС, включая Казахстан, Киргизию и Таджикистан. Следует также отметить, что и Иран также имеет статус наблюдателя при ШОС. Данная организация давно испытывает подозрения на счет стратегического присутствия США в Средней Азии и в прошлом недвусмысленно заявляла о своем желании, чтобы войска США покинули пределы региона. Военное командование США аналогичным образом враждебно настроено по отношению к попыткам ШОС играть первую скрипку в деле обеспечения безопасности в Средней Азии. Как американские политики отреагируют на активное взаимодействие Индии с ШОС, остающейся при этом важной составляющей планов Вашингтона по стабилизации ситуации в Афганистане, покажет время.
Вплоть до последнего времени ШОС не являлась одним из факторов в дискуссиях по поводу стабилизации в Афганистане. Но есть серьезная вероятность, что в ходе предстоящего заседания Афганистан получит статус наблюдателя при ШОС (материал писался до саммита, Афганистан получил статус наблюдателя - ИА REGNUM). Руководители высокого ранга государств-членов ШОС в последние дни намекали, чтобы ШОС взяла на себя обязанности по стабилизации ситуации в Афганистане. Учитывая расхождения в программах ШОС и США/
Все эти события поднимают целый ряд серьезных вопросов: действительно ли подключение Южной и Средней Азии является химерой без участия Ирана? Как Нью-Дели будет балансировать между Вашингтоном и Тегераном? И если ШОС подойдет вплотную к Кабулу, придется ли США пересматривать свои планы экономической стабилизации в отношении Кабула?