Возобновление военного сотрудничества между США и Пакистаном - это позитивный момент для стран Средней Азии. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил депутат нижней палаты таджикского парламента Сухроб Шарипов, комментируя сообщение о том, что два американских офицера прибыли на военную базу в пакистанский город Пешавар, где будут заниматься проблемами сообщения между войсками западных стран в Афганистане и солдатами армии Пакистана.
По мнению таджикского депутата, "очень хорошо, что в итоге эти две страны нашли общий язык. Это очень позитивный момент для стран Центральной Азии и для Таджикистана в частности. Потому что теперь следует ожидать снижения прессинга США на страны региона. Успокоятся и геополитические игроки в регионе. Этот факт в определенной степени перестанет и будоражить общественное мнение в странах Центральной Азии. Поэтому достижение договоренностей между США и Пакистаном позитивно скажется и на вопросах обеспечения безопасности в регионе", - отметил Шарипов.
При этом депутат считает, что часть "Северного маршрута", которая проходит по территории Таджикистана, будет использована в полной мере. "Возможности таджикского участка "Северного маршрута" не столь велики, поэтому в финансовом плане Таджикистан практически ничего не теряет", - заявил Сухроб Шарипов.
Как заявил корреспонденту ИА REGNUM таджикский политолог Парвиз Муллоджанов, одним из наиболее актуальных вопросов, связанных с предстоящим выводом войск НАТО из Афганистана, является проблема определения возможных маршрутов перевозки принадлежащих Коалиции техники и материалов. "При этом с самого начала НАТО планировало использовать как южный (через Пакистан), так и северный (через страны Средней Азии) маршруты. В первые годы интервенции через Пакистан перебрасывалось до 80-85% всех перевозимых наземным путем необходимых материалов. Однако в дальнейшем, с целью обеспечения большей безопасности и предотвращения потенциальной зависимости от позиции руководства Пакистана, упор был сделан на диверсификацию маршрутов. Поэтому вопрос сегодня состоит лишь в том, в какой пропорции будет использован тот или иной маршрут. Если бы с Пакистаном не договорились (сторговались), то упор был бы сделан на северный маршрут, что повлекло бы за собой новую серию переговоров-торгов с постсоветскими странами. Теперь НАТО получило возможность диверсифицировать маршруты вывода войск и техники, избегнув при этом опасности потенциального диктата со стороны стран-соседей Афганистана. Скорее всего, больше половины материалов и техники будут выводиться теперь через южный маршрут. Что касается живой силы, то представляется логичным, что значительная ее часть будет вывозиться по воздуху или через северный, гораздо более безопасный маршрут", - считает политолог. При этом Муллоджанов убежден, что "в любом случае, для американцев сегодня главный приоритет заключается не столько в расходах, сколько в обеспечении безопасности путей вывода войск. Поэтому, если Пакистан в дальнейшем не сможет обеспечить полную безопасность южного маршрута, то у НАТО всегда останется теперь возможность для маневра".
Нурали Давлат, таджикский политолог, считает, что достижение соглашения между США и Пакистаном было ожидаемым, так как Исламабад, несмотря на имеющиеся противоречия с Вашингтоном, был не готов к разрыву отношений с США. "Пакистан является стратегическим партнером США в течение многих десятилетий, и это не впервые, когда между Белым домом и Исламабадом возникают трения. Впервые такая ситуация возникла в 1997 году, когда Пакистан испробовал свою атомную бомбу. И тогда США сильно давили на Исламабад, но в итоге все успокоились. Поэтому и на этот раз было ожидаемым, что вспыхнувший конфликт рано или поздно затихнет. Ведь Исламабад получает огромную помощь от США и не намерен впредь отказываться от нее. Но, даже в случае открытия южного маршрута, силы ISAF не откажутся от "северного маршрута". США под предлогом вывода войск из Афганистана намерены усилить сотрудничество со странами Центральной Азии. Это важно для США в плане усиления своего влияния в Центральной Азии и вытеснения из региона таких игроков как Китай, Россия и Иран", - считает эксперт.
Поэтому Нурали Давлат уверен, что после возобновления работы "южного маршрута" Таджикистан не пострадает в финансовом плане. "Северный маршрут" нужен США для достижения политических целей, и потому они не будут пересматривать финансовые договоренности и будут платить странам Центральной Азии ранее обговоренные суммы", - заявил эксперт.