Николай Радов: Способна ли Белоруссия стать форпостом Евразийского союза на западе?
"Белорусский вопрос", которым так любит оперировать ряд западноевропейских политиков на всевозможных международных конференциях и саммитах, посвященных защите прав человек, сегодня проходит процесс своеобразной трансформации: от объявления руководства республики "последней диктатурой Европы" к признанию необходимости переговорного процесса с неугодным Западу Лукашенко. Одним из факторов, способствующих подобным изменениям, является позиция России, которая, находясь на стороне Белоруссии, в настоящее время защищает и свои национальные интересы. Неслучайно в своем недавнем интервью телеканалу
Нынешние отношения России и Белоруссии, которые обрели новое дыхание в середине прошлого года, отличаются от подобных связей России и Казахстана, так как носят не только чисто прагматический характер, но и наполнены общими историко-культурными традициями. Помимо этого, Минск в силу своего геополитического и экономического положения всегда был готов идти на серьезные уступки Москве, чего нельзя сказать об Астане. Казахстан, который не обременен проблемами энергетического характера, в отличие от Белоруссии, и сегодня, и в будущем будет гораздо жестче отстаивать собственные интересы перед Россией. Конечно, вряд ли небольшие противоречия способны кардинально повлиять на судьбу Единого экономического пространства, а затем и
В подобных условиях складывается впечатление, что Минск вновь начал играть роль жеманной невесты, предлагающей свою невинность тому, кто предложит наиболее выгодные условия. Только на место
В последние несколько месяцев белорусские СМИ буквально разрываются статьями о перекрытии каналов нелегальной миграции, поставок наркотических и психотропных веществ, торговли людьми и т.п. Например, в апреле-мае пресс-службы
Возникает вопрос - а на кого, собственно, рассчитана эта информация, создающая образ Белоруссии как главного стража ЕС от среднеазиатских мигрантов с одной стороны, и России от потока синтетических наркотиков и тому подобной напасти - с другой? Это притом, что отношения Минска и Брюсселя назвать дружественными вряд ли можно. Ряд аналитиков говорят о том, что подобные разговоры призваны запугать обе стороны и, в первую очередь, Европу, которой стоит задуматься над своим отношением к белорусскому режиму. Косвенным подтверждением этому является недавнее заявление белорусских пограничников о том, что в условиях санкций со стороны Европейского союза Белоруссия пересматривает свои подходы к организации охраны границы со странами ЕС. В данном случае разговор ведется об усилении контроля за въездом в страну, в то время как ранее усилия по обеспечению пограничной безопасности на въезд и выезд были распределены равномерно. Теперь же, "учитывая сложившуюся ситуацию и исходя из своих возможностей", белорусское погранведомство переходит к осуществлению охраны границы (контрабанда, нелегальная миграция и так далее) по такому же принципу, каким руководствуются страны-соседи: "С санкциями они попали в свою же ловушку. Потому что сейчас вопросы безопасности границы придется пересматривать с учетом наших реальных возможностей и работать, как работают они, - на въезд". Таким образом, Европе вроде бы дали понять, что Белоруссия может отказаться от жесткого контроля за границей в направлении Евросоюза. Чем это грозит? На самом деле немногим. Маловероятно, что Минск рискнет открыть свои границы преступным организациям, осуществляющим незаконную деятельность в области миграции и наркоторговли, так как это чревато серьезными последствиями не только для обстановки внутри республики, но и для ее партнеров по
В подобной ситуации белорусским партнерам стоит задуматься о том, готова ли Белоруссия в нынешней ее положении стать теми воротами в Европу, через которые Казахстан и, в какой-то степени, Россия смогут выйти и закрепиться на рынках ЕС. Ситуация осложняется и тем фактом, что современная белорусская политическая доктрина все еще не достаточно надежна в плане последовательного сотрудничества, даже в рамках ЕЭП. На сегодняшний день единственным подобным видом сотрудничества Белоруссии со странами постсоветского пространства, является лишь одна военная сфера.
Являясь активным участником
В случае с позицией Белоруссии в рамках ОДКБ более вероятным является стремление Минска опосредовано доказать свою первостепенную необходимость не только соседней с ней России, но и другим членам организации. Да и забывать о том, что политические амбиции белорусского президента еще никто не отменял, не стоит. Вряд ли Лукашенко перестал считать себя значимой фигурой на всем постсоветском пространстве и готов в ближайшее время сойти с политической арены. Однако то, что белорусскому президенту в нынешних условиях практически нечего предложить своим партнерам, кроме формального обеспечения безопасности западных границ, может сыграть с Белоруссией весьма злую шутку, которая отзовется на всех ее партнерах по ЕЭП.
Речь идет о непрекращающейся и сегодня игре официального Минска с Западом. Если в прошлые годы Белоруссия пыталась использовать свои определенные экономические противоречия с Россией для выстраивания более тесного политического диалога с Брюсселем, то сегодня экономическая тематика практически сошла на нет. Ей на смену пришла новая "фишка" - обеспечение безопасности границ Евросоюза. Причем роль Белоруссии как последнего рубежа на пути натиска потенциальных врагов предлагается не только ЕС, но и партнерам по ЕЭП и ОДКБ. Подобная двойственность политической игры белорусского руководства не могут не вызывать определенного беспокойства, так как военный шантаж, если таковой станет возможен, будет носить куда более серьезные последствия, нежели проблемы экономического и идеологического характера.
Накачивание сегодня Белоруссии различного рода техникой российского образца (например, Россия готова поставить в республику вторую батарею зенитно-ракетного комплекса ТОР-М2) ряд аналитиков рассматривает как своеобразный ответ Москвы на расширение
Одной из основных проблем современного процесса военного сотрудничества постсоветских государств на базе ОДКБ является высокая вероятность того, что рано или поздно Минск потребует для себя особый статус, и не только в рамках данной организации, но и внутри будущего Евразийского союза. При окончательном утверждении за Белоруссией роли основного защитника западных границ, получившего при этом значительное количество современной военной техники, Минск получит в свои руки куда больше возможностей для политического и экономического шантажа своих партнеров, чем обязательно и воспользуется. Исключать такой вариант событий нельзя, так как, похоже, белорусские власти так и не решились на проведение хоть каких-то серьезных внутренних преобразований, планируя и дальше паразитировать за счет России. В таких условиях вряд ли можно говорить, что Белоруссия действительно готова стать надежным западным форпостом будущего Евразийского союза. И если в ближайшее время руководство республики не откажется от политики балансирования на противоречиях России и Европы, то можно с большой долей вероятности говорить о возникновении уже в обозримом будущем серьезных противоречий между Минском и его партнерами. Очень хотелось бы надеяться, что подобные прогнозы, так и останутся на бумаге, не позволив испортить недавно нормализовавшиеся двухсторонние отношения.