Константин Казенин. Ловушка и шанс кавказских выборов
Статья опубликована в журнале "Эксперт", №20 (803), 21 мая 2012 г.
Отмена всенародных выборов глав регионов в 2004 году входила в число тех инициатив
Однако, следуя обновленному законодательству, выборы глав регионов Северного Кавказа все же придется проводить. Они действительно таят в себе большие опасности, но могут и пойти на пользу, хотя бы немного приблизив решение застарелых местных проблем.
Ловушка этнополитики
Необходимо прежде всего оговорить, что фильтры, введенные на губернаторских выборах федеральным законом, на Северном Кавказе, вероятно, будут не столь действенны, как в других частях России. Управляемость северокавказских муниципальных депутатов часто довольно низкая: на их выборах партийные бренды нередко уступают районным группам влияния, контроль за которыми у региональных властей может быть невысоким. Иногда это даже приводило к событиям, описывавшимся в региональных СМИ под заголовками типа "Перестрелка между ЕР и
Противостояние на выборах глав северокавказских республик может быть весьма жестким. Во всех кавказских регионах, кроме Чечни, элитам сейчас далеко до "замирения", продолжается борьба за ресурсы, за чиновничьи места. Скорее всего, проявится это и на выборах. Даже в самые стабильные для федеральной политической системы годы кавказские республики отличались беспокойными выборами региональных парламентов и глав районов: конкурирующие группировки привыкли через выборы подтверждать свой статус и получать доступ к новым ресурсам. На федеральных выборах главный "драйв" для всех местных элит - продемонстрировать лояльность Кремлю, на региональных же выборах важнее может оказаться стремление расширить зону влияния в своей республике. Однако рисунок этой элитной борьбы на сегодняшнем Кавказе не этнический. Там регулярно возникают многонациональные альянсы, а наиболее жесткое противостояние часто, наоборот, наблюдается внутри этнических сообществ.
Например, Карачаево-Черкесия уже не первый год наблюдает за схваткой двух "больших черкесов": бизнесмена, члена Совета Федерации
Тем не менее этнический фактор на северокавказских выборах способен выстрелить, причем самым деструктивным образом. Произойти это может по чисто технологическим причинам: национальная тема - самый легкий, самый привычный способ мобилизации электората региональными игроками. Причем сработать это может как в регионах со сложным национальным составом, где легко раскрутить тему национального дележа портфелей (Дагестан, Карачаево-Черкесия), так и в практически моноэтнических регионах, для которых актуальна тема взаимоотношений с соседями (Ингушетия).
Инфраструктура, необходимая для такой этнической мобилизации, развивается на глазах. Например, союзы влиятельных муниципалов в Дагестане поддерживают издание новых газет на национальных языках. В Ингушетии общественные организации концентрируются в своих выступлениях на проблеме Пригородного района. На Западном Кавказе научные конференции по языку и культуре отдельных местных народов созываются не обычным академическим порядком, а по инициативе и с участием наиболее известных национальных общественников. По отдельности каждое такое событие может свидетельствовать о вполне естественной заботе о судьбе собственного народа. Но "в системе" все это показывает, что элиты повышают свою готовность использовать этническую тематику в политической борьбе.
Новая повестка
Можно ли избежать такого развития событий, способного лишь усугубить нестабильность на Кавказе? Думается, что жесткое федеральное вмешательство в предвыборные процессы может только ухудшить ситуацию. Массовые уличные протесты в северокавказских регионах были привычным делом еще задолго до Болотной. Более действенный, хотя и стократ более трудный способ состоит в том, чтобы инициировать в предвыборный период обсуждение реальных проблем этой части России. И самое лучшее, если это будут те вопросы, которые затрагивают большинство населения и совершенно "нечувствительны" к национальным различиям. А таких вопросов очень много, предложу лишь малую часть.
Например, почему бы не использовать предвыборную кампанию, чтобы обсудить коррупцию в вузах и общее падение уровня образования на Северном Кавказе? При всеобщем стремлении кавказской молодежи получить высшее образование конкурентоспособность большинства северокавказских университетов катастрофически падает даже в ближайших соседних регионах, например в Ставрополье и на Кубани, где объявления о поиске персонала нередко сопровождаются примечанием: "С дипломами такого-то вуза не обращаться". Буквы "ГУ" (государственный университет) в аббревиатурах многих северокавказских учебных заведений местное население склонно расшифровывать как "говорят, учился". Показательно, что деградация системы образования никак не снижает социального статуса ректоров, чьи выборы или назначение почти всегда становятся событием первостепенной важности.
Почему не обсудить множащиеся земельные конфликты сельских общин с предпринимателями, желающими взять в аренду землю, которую эти общины исторически считают "своей"? Неразграниченность земельной собственности между муниципальными образованиями создает "серый" рынок земли по всей России, но на Кавказе эти проблемы ощущаются острее из-за малоземелья и традиционно большого значения, которое придается земле. Почему не коснуться и моратория на приватизацию сельхозземель, действующего во всех республиках Северного Кавказа, за исключением Карачаево-Черкесии? Желание местного населения заниматься сельским хозяйством упирается именно в этот мораторий просто потому, что, не имея твердых прав на землю, трудно планировать свой бизнес на годы вперед. Сколь-либо серьезное обсуждение этих тем, кстати, быстро "отрежет" их от проблемы межэтнических отношений: станет ясно, что проблемы с землей в основном одинаковы на всех сельских территориях, независимо от того, живет на них один народ или несколько.
Почему не обсудить строительную амнистию, которая на Кавказе должна быть не "дачной", а скорее именно городской, если принять во внимание целые улицы незаконных жилых построек, например, в дагестанских городах? "Рынок" выдачи прав на строительство в ряде республик СКФО организован так, что люди предпочитают сначала построить, а потом уже договариваться о легализации построенного, и ясно, что простая смена ответственных чиновников эту систему не поломает. Положение заведомого нарушителя, в котором оказывается рядовой человек, идеально способствует сохранению силового административного рынка, причем далеко не только в строительстве. Свое место на этом рынке находят очень многие, вплоть до незаконных вооруженных формирований.
Много раз объявлявшаяся властями модернизация Северного Кавказа может перестать быть чиновничьей фантазией, если начнется не с закачивания денег в старую систему власти и бизнеса, а с изменений существующих там правил игры. Общественная дискуссия о том, что это должны быть за изменения, на Кавказе уже идет - достаточно взглянуть на местную блогосферу. Не надо бояться вывести эту дискуссию на более широкий уровень, ведь гораздо опаснее, если в момент решения вопроса о власти общественное сознание в кавказских республиках окажется в плену привычных химер, по факту утрачивающих свою актуальность.