"В России сейчас действует правило "не выноси сор из избы", а когда "сор" не выносится - жди беды". О этом сегодня, 22 мая, заявила заместитель главного врача Центра восстановительного лечения "Детская психиатрия" Людмила Рубина в ходе круглого стола на тему "Профилактика самоубийств и других кризисов несовершеннолетних", организованного постоянной комиссией Законодательного собрания Санкт-Петербурга по социальной политике и здравоохранению, сообщат корреспондент ИА REGNUM.

Людмила Рубина отметила, что те, кого центр вызывал в связи со случаями суицидальных и парасуицидальных состояний детей, не откликаются на эти приглашения. "Мы вызывали учителей, директоров школ, представителей муниципальных образований, органов полиции, помощников инспектора по делам несовершеннолетних нашего города, к сожалению, в этом списке были и детские сады, в общей сожности 95 человек мы попросили с нами встретиться, поговорить о судьбе детей. - рассказала Людмила Рубина. - Ни один не удосужился явиться и даже позвонить. Понимаю, что все заняты, но мы не назначаем точного времени, даем только телефон. Школы нам отвечают стереотипно: у нас все хорошо, у нас этого быть не может. Мы не выстраиваем линию поведения с детьми. Они нам мешают. Школы мечтают об одном - преподавать, но без детей".

"Мы не можем наверняка сказать: сколько детей нуждается в срочной помощи, - сказал специалист Центра "Детская психиатрия", доктор медицинских наук Борис Фролов. - Навскидку говорят: 10%. В школе номер 595, например, из 500 детей в немедленной помощи нуждаются 66. Проблемами детей занимается 10 разных ведомств, которые, в зависимости от обострения проблемы, отчитываются в 2008 году по эпидемии наркомании, в 2010 по эпидемии насилия, теперь отчитываемся по суицидам. У всех ведомств свои начальники, свои штаты, свои зарплаты. А на интеграционную работу - ноль, ни штата, ни средств, ни начальника. Представьте себе, танковый полк, артиллерийский. И вот комиссии будут отчитываться отдельно по гайкам, отдельно по винтам. Далеко эти танки не уедут". Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова уже неоднократно выражала обеспокоенность увеличением числа самоубийств несовершеннолетних в Санкт-Петербурге. В своем докладе она также говорила о необходимости координации работы и обмена информации между разными ведомствами по профилактике подростковых суицидов. "После попыток суицида образовательные учреждения проверок не проводят, потому что не имеют доступа, например, к данным психиатрической больницы им. Скворцова-Степанова. Информация не передается между ведомствами, - сказала Светлана Агапитова. - Даже после завершенных суицидов в образовательные учреждения не приглашаются психиатры". Детский омбудсмен отметила, что наказание за доведение несовершеннолетнего до самоубийства или покушения на самоубийство необходимо ужесточить. "По 110 статье Уголовного кодекса надо внести дополнительную квалификацию - признак доведения несовершеннолетнего до самоубийства, - сказала Светлана Агапитова. - В действующей редакции УК это деяние относится к преступлениям средней тяжести, а мне кажется что это должно относиться к категории тяжких преступлений, чтобы наказание по этой статье было более суровым. Помощь в самоубийстве - передача близкому человеку информации о способах ухода из жизни, веревки для повешения или яда для отравления - не наказуемо. В 60-е годы была 107 статья УК - нахождение лица покончившего с собой в материальной или иной зависимости от виновного. Сейчас такой формулировки нет".

В завершение круглого стола полковник юстиции, старший помощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации Игорь Комиссаров предложил выступившим с докладами специалистам "собраться в узком кругу и выработать конкретную программу действий", а также обнадежил собравшихся, пообещав, что все, о чем говорили участники круглого стола, "будет услышано в Москве".

К неожиданному выводу по итогам круглого стола пришел вице-губернатор Санкт-Петебурга Василий Кичеджи. "Задача правительства - координировать действия и использовать опыт специалистов. Я с большим удовольствием выслушал мнение людей, которые являются специалистами в этой области, - сказал Василий Кичеджи. - Предложение по созданию единого органа не совсем правильно, это желание уйти от ответственности, показать на один орган - мол, они виноваты. А ответственность должны нести несколько ведомств". Также вице-губернатор подчеркнул, что "статус культурной столицы не позволяет нам иметь ту проблему, о которой мы говорили". Тем не менее, центр, координирующий работу различных ведомств и, главное, обмен закрытой информацией по завершившимся самоубийствам и психическому состоянию детей, городу необходим. Как пояснила после завершения круглого стола корреспонденту ИА REGNUM Светлана Агапитова, возможно, он будет создан на базе ЦВЛ "Детская психиатрия" имени С.С. Мнухина. Но следующие шаги в этом направлении, скорее всего, будут сделаны уже осенью, когда специалисты и чиновники вернутся из отпусков. "Возможно, курировать его работу будет вице-губернатор Санкт-Петербурга Ольга Казанская, - сказала Светлана Агапитова. - А может быть, и "силовой" вице-губернатор Валерий Тихонов, ведь в этой работе ключевую роль будет играть комитет по делам несовершеннолетних". Также детский омбудсмен отметила, что в организации комплексных исследований проблемы детских суицидов, которые, как было отмечено в одном из докладов на круглом столе, в нашей стране не проводились около 10 лет, ученые бессильны: "Комплексные исследования может проводить только прокуратура, которая владеет закрытыми данными по совершившимся самоубийствам и психическим состояниям подростков. Разглашать их нельзя. Система закрытая. А в профилактике детских суицидов главное - информация и ее анализ".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 18 апреля, выступая в Законодательном собрании Санкт-Петербурга с ежегодным докладом, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова выразила обеспокоенность ситуацией с детскими суицидами, сообщив депутатам, что в 2011 году 14 детей в Санкт-Петербурге покончили с собой. Светлана Агапитова напомнила, что Россия сейчас находится на 3-м месте среди стран СНГ по подростковым суицидам, хотя в начале 2000-х годов была на первом, при этом, как отметила детский омбудсмен, "Санкт-Петербург не является лидером по подростковым суицидам, но, тем не менее, проблема есть".

Также 18 апреля лидер фракции "Яблоко" Григорий Явлинский направил депутатский запрос о мерах, предпринимаемых правительством Санкт-Петербурга для решения проблемы детских суицидов в городе, на имя губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавчеко. 11 мая губернатор ответил на запрос Григория Явлинского, в частности, в ответе сказано, что "представляется целесообразным законодательно урегулировать установление контроля и ответственности за информацию, пропагандирующую суицидальное поведение подростков, а также за ее размещение в социальных сетях и других порталах сети Интернет".

Напомним, что с начала 2012 года сообщения о суицидах, совершенных несовершеннолетними, стали регулярно появляться в лентах новостей. Утром 31 января на Васильевском острове в коммунальной квартире был найден мертвым подросток, он оставил предсмертную записку, в которой попросил прощения и написал - "не могу пережить потерю, ухожу к маме". 20 января в Красносельском районе Санкт-Петербурга около 8 вечера отец, вернувшись с работы, обнаружил своего 12-летнего сына Павла Щ. повешенным на бельевой веревке, привязанной за шпингалет в верхней части шкафа. Шестиклассник очень переживал из-за развода родителей, а накануне смерти потерял сотовый телефон и боялся сказать об этом отцу. Вечером 9 апреля 16-летнюю Марию О. нашли повешенной в собственной квартире в Петродворцовом районе. Девушка три дня не дожила до своего 17-го дня рождения. 23 марта у одного из домов на юго-западе города обнаружили тело 16-летней девушки, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ ("Доведение до самоубийства"). Один из последних случаев зафиксирован 11 мая, когда у одного из домов в Кировском районе было обнаружено тело 13-летнего школьника. Следственными органами Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ ("Доведение до самоубийства")