Сергей Шиптенко: Лукашенко прав - они действительно "без яиц"
Проблема так называемого "европейского выбора" для Белоруссии и Украины является одной из самых обсуждаемых на протяжении почти 20 лет. В среде белорусской оппозиции со времён горбачёвской "перестройки" популярен лозунг "Беларусь - в Европу!", а в политологическом дискурсе Европа ассоциируется с
По мнению главы внешнеполитического ведомства Литвы, у Белоруссии нет иного пути, кроме "евроинтеграции". Такое мнение
В тот же день, 14 мая, литовские СМИ распространили высказывания главы МИД Литвы о поддержке белорусской оппозиции и российского гражданского общества. В интервью неправительственной организации "Carnegie Europe" ("
"Я вижу один, довольно отчаянный путь. Вместе с нашими друзьями в Америке нам нужно начинать думать о переходном совете. Мы должны создать альтернативный центр силы. Такая параллельная структура могла бы найти отклик в стране. Это идея, но пока никакой реакции на нее из Брюсселя не последовало", - добавил Ажубалис. Заслуживает внимания эпитет "отчаянный", указывающий на то, что реальных рычагов давления на
Реагируя на заявление Ажубалиса, начальник управления информации МИД Белоруссии
Озвученная представителем официального Вильнюса идея формирования "переходного совета" означает формирование "теневого кабинета" из числа представителей белорусской прозападной оппозиции. О том, что это действительно так, передали "Польское радио", информагентство БелаПАН и ряд других СМИ. Белорусский эмигрант
Если Ажубалис и Бородач говорят об одном и том же "переходном" органе, состоящем из прозападно ориентированных белорусских оппозиционеров, впору вспомнить о последствиях участия Евросоюза и США в формировании такого органа, как Переходный национальный совет Ливии и событиях годичной давности в этом африканском государстве. Очевидно: пока Белоруссия находится под защитой российского "ядерного зонтика", вторжение
По всей видимости, ни Литва, ни Польша не обладают достаточными ресурсами для того, чтобы создать рычаг эффективного давления на официальный Минск. Иначе на Лукашенко, которого западные политики открыто именуют "последним диктатором Европы", давно бы надавили. Иначе Ажубалис не заявил бы, что "абсолютно необходимо иметь Америку в команде" для того, чтобы добиться перемен у восточных соседей Евросоюза. Иначе Лукашенко не охарактеризовал бы своих недоброжелателей из числа европейских политиков как деятелей "без яиц".
Решая комплекс проблем по созданию эффективной оппозиционной структуры в Белоруссии, Запад столкнулся с дефицитом не финансов, но поддержки в белорусском обществе самой идеи отторжения России. Показательно, что в период "информационных войн" с Москвой, несмотря на ограничение до минимума присутствия российских СМИ в местном информационном пространстве, властям Белоруссии не удалось мобилизовать общественное мнение. Не удалось этого сделать и ранее представителям прозападной оппозиции. Белорусы по-прежнему активно интересуются происходящим в России. Кризис 2011 года лишь укрепил пророссийские настроения, особенно среди той части населения, доходы которой напрямую зависят от спроса российского рынка на белорусские товары и услуги. Потоки трудовых мигрантов указывают на московское направление - белорусы "голосуют ногами".
Фактически, Ажубалис признался в том, что официальный Вильнюс не справился с задачей, которую до этого много лет пытались решить варшавские эксперты. Но есть и определенные успехи: более трети белорусов (преимущественно - молодёжь) поддерживают идеи евроинтеграции. Об этом говорят не только данные мониторингов НИСЭПИ (переехавшего из Минска в Вильнюс), но и института социологии Академии наук Белоруссии. Таким образом, вложения в создание и развитие прозападной инфраструктуры в Белоруссии во многом себя оправдали, хотя об эффективности вложенных средств дискуссия не утихает. Официальный Вильнюс благоволит оппонентам Александра Лукашенко из числа прозападной оппозиции. Многие из них открыли в Литве свои офисы. Известно также, что через Литву оппоненты Александра Лукашенко получают финансирование, чему подтверждение - "дело Беляцкого". Стоит напомнить, что возглавляемый Александром (Алесем) Беляцким правозащитный центр "Весна" являлся одним из ключевых центров поддержки прозападной оппозиции в Белоруссии. Деньги на личные счета Беляцкого (не счета возглавляемого им центра) в банках Литвы и Польши поступали, налоги с них гражданин Беляцкий не уплатил и оказался в местах лишения свободы: 24 ноября 2011 года он был приговорен к 4,5 годам лишения свободы в колонии усиленного режима и с конфискацией имущества за сокрытие доходов в особо крупном размере и уклонение от уплаты налогов.
Данные о счетах Беляцкого правоохранителям Белоруссии выдали Минюст Литвы и Генпрокуратура Польши на законных основаниях. Правовые аспекты приговора Беляцкому в ЕС и США не особо оспаривают - уклонение от уплаты налогов и в США, и в Литве, и в Польше является преступлением. Требуя освобождения осуждённого оппозиционера, представители официального Вашингтона, еврочиновники и официальные представители стран ЕС делают акцент не на незаконность вынесенного приговора, а на его "несправедливость". Ранее считалось, что понятия "законность" и "справедливость" для Вашингтона и Брюсселя - категории тождественные или почти тождественные.
Апелляция к справедливости, а не законности, нехарактерна для просвещённого западноевропейца. Требуя "немедленно освободить" Александра Беляцкого и
Освобождение Беляцкого является одним из условий возобновления членства в
Помимо выдвижения на Нобелевскую премию, представители литовского парламента, глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис и министр юстиции Литвы Ремигиюс Шимашюс поддержали идею удостоить Беляцкого премии "Свобода". Повторяется история времён "холодной войны", когда Нобелевскую премию присуждали за определённые заслуги перед Западом, когда диссидентов из стран "Восточного блока" удостаивали всевозможных наград только за то, что они были оппозиционерами в своих странах.
В Минске прекрасно понимают, что освобождение из колоний Беляцкого и других оппозиционеров, даже введение моратория на применение смертной казни никоим образом не повлияет на умиротворение отношений с Брюсселем и Вашингтоном. Дело не в персонах, а в стратегии, реализуемой Западом.
Важной частью стратегии Вашингтона и Брюсселя является дальнейшее дробление постсоветского пространства и ослабление России, окружение её "санитарным кордоном" из т.н. "лимитрофов". Идея не нова и уже была апробирована в начале XX века. В данном сценарии лимитрофные образования, изначально не самодостаточные, вынуждены балансировать между Россией и её геополитическими соперниками из числа ведущих мировых держав, имеющих свои интересы в Евразии. Лимитрофы являются поставщиками полезных ископаемых и иных ценных ресурсов - именно от этого зависит легитимность их правителей. Постсоветские лимитрофы не только зависимы от внешнего признания, финансовой и иной внешней поддержки, но и имеют врождённый порок враждебности к России. В Вашингтоне и Брюсселе эксплуатируют эти фобии "молодых демократий", предлагая авторитарным правителям постсоветских республик различные форматы участия в построении антироссийского "санитарного кордона". Среди таковых можно назвать ГУУАМ (как альтернативу "дружественному поясу"
Оценивая перспективы программы ЕС "Восточное партнерство", Ажубалис в интервью "Carnegie Europe" сказал: "Нам нужно кольцо демократий вокруг России. Это подействует на Россию быстрее, чем мы думаем. Мы должны показать России, что этим странам можно что-то предложить. Если у нас получится на Украине, если Молдавия и Грузия получат безвизовый режим раньше, чем Россия, это окажет огромное влияние на гражданское общество в России. Главная цель российских властей - показать, что этим шести странам не повезло, что они не настоящие государства".
Когда Аудронюс Ажубалис говорил о необходимости создать "кольцо демократий вокруг России", он напомнил об идее антироссийского "санитарного кордона", об описанной в классических трудах и апробированной на разных континентах "тактике анаконды". Белоруссия должна стать элементом этого кордона, кольца, изолирующим Россию, удушающим её. Проблема в том, что Александр Лукашенко прекрасно понимает, в чём его "maxima culpa", и не готов променять свою "землянку", находящуюся под защитой российского "ядерного зонтика", на некие коврижки "вашингтонского обкома" или "брюссельского райкома". Цена этих "даров данайцев" - потеря контроля над ситуацией в Белоруссии, её "украинизация" и "молдавизация".
Поступающие из Вильнюса сообщения напомнили об ещё одной проблеме - геронтократическом характере "режима Лукашенко". Евросоюз давно и системно работает над улучшением своей инфраструктуры на постсоветской территории, чего не наблюдается со стороны его геополитического соперника. Встреча главы МИД в деревне Гратишкес наглядно демонстрирует, что ЕС работает с представителями гражданского общества и готовит очередное поколение лидеров, из числа которых появляются кандидаты в депутаты и президенты, руководители их избирательных штабов, редактора СМИ и т.д. Ничего подобного в практике Кремля замечено не было.
Последняя президентская кампания в Белоруссии (2010 года) стала пробой сил в серьёзной схватке для
В подходах официального Брюсселя к решению "белорусского вопроса" нет особой оригинальности - те же методы применяются и при решении "украинского вопроса". Не случайно в масс-медиа ЕС тиражируется образ
Аналогичные заявления ранее делал глава МИД Польши
14 мая в Брюсселе замминистра иностранных дел Литвы
По мнению представителя официального Вильнюса, обстановка на Украине вызывает серьезную озабоченность. Судя по сообщению МИД Литвы, официальный Киев будут держать на коротком поводке: власти Украины сделали всё от них зависящее для вступления в силу соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, которое было подготовлено в 2011 году и парафировано 30-ого марта 2012 года. Официальный Брюссель отложил процедуру подписания соглашения - оно будет подписано не ранее, чем будут подведены итоги парламентских выборов на Украине (в октябре 2012 года). Причём итоги данной избирательной кампании должны устраивать официальный Брюссель.
При решении "украинского вопроса" ЕС также обращается к знаковым фигурам. По аналогии с Белоруссией, на Украине таковой является бывшая глава правительства этой страны ("оранжевого периода") Юлия Тимошенко, отбывающая срок в эксклюзивно отделанном тюремном помещении под наблюдением немецких врачей. Игнатавичюс проинформировал коллег о состоявшейся 11 мая встрече президента Литвы
"Соглашение об ассоциации является наиболее важным документом. Уже доказано, что подобные соглашения подталкивают к проведению реформ. Это - не подарок, сделанный украинской стороне, а план и, вместе с тем, поощрение реформ", - констатировал Игнатавичюс на встрече 14 мая. Он отметил также: "Изолировать Украину было бы самым простым решением. Сложнее - предложить выход из этой ситуации".
На следующий день, 15 мая был обнародован доклад
Заявление Еврокомиссией сделано вовремя: ситуация на Украине остаётся стабильно тяжелой. Экономические выгоды Белоруссии от Союзного государства и ЕЭП вполне материальны, тогда как обещания украинских "евроинтеграторов" всё более похожи на несмешной бородатый анекдот, рассказ которого затянулся на 20 лет. За это время выросло новое поколение людей - более меркантильных, циничных, которых мало устраивают клятвенные заверения и совсем не устраивает социально-экономическая ситуация на Украине.
С общественным мнением, настроениями промышленников, православного большинства и т.д. Януковичу приходится считаться, но приходится ему считаться также и с настроениями на Западной Украине, интересами большей части олигархов, униатов, сторонников "евроинтеграции" в центральных регионах. В итоге президент Украины уже несколько лет находится в дискомфортной позе внутриполитического шпагата.
Особенностью украинской ситуации, облегчающей задачу координаторам из Варшавы и Вильнюса, является отсутствие пророссийской силы: курс на сближение с Евросоюзом и даже вступление в ЕС поддерживают практически все партии и силы, которые называют себя "украинскими патриотическими".
Президент Янукович в совместном с президентом США
По аналогии с библейской притчей можно сказать, что Янукович зарыл в землю талант денег вместо того, чтобы использовать и приумножать его в процессе постсоветской евразийской интеграции вместе с Белоруссией, Россией и Казахстаном. Что должно заставить президента Украины отрыть этот талант и пустить в оборот? Наверное, не резкое ухудшение социально-экономической ситуации - опыт Молдавии показывает, что деградировать можно до первобытнообщинного строя. Наверное, и не резкое улучшение ситуации - тогда усиляется мотивация к автаркии и уменьшается к интеграции. Брюссель поддерживает фобии официального Киева, однако даже не рассматривает возможность членства Украины в ЕС. В это же время Москва тщетно пытается добиться от Киева ответа на вопрос, что же не устраивает Украину в варианте интеграции Таможенный союз-ЕЭП-Евразийский союз. Практика лавирования между двумя региональными интеграционными объединениями весьма опасна, подобна лавированию между Сциллой и Харибдой. Насколько такой курс отвечает украинским национальным интересам - на Украине идёт дискуссия. Ряд украинских политиков уверены, что именно такое лавирование и есть практическое воплощение идеи "незалежности".
Соседка Украины - Белоруссия - с курсом определилась и подсчитывает прибыли: за I квартал 2012 года (при сравнении с I кварталом 2011 года) белорусский экспорт товаров и услуг вырос на 42,5% - несмотря на политические и экономические санкции ЕС, США и их партнёров (Канада, республики бывшей Югославии и др.). По итогам января-марта 2012 года белорусский экспорт в Евросоюз более чем удвоился - вырос на 107%, экспорт в Россию вырос на 19,8%, в страны вне СНГ - на 73,8%. В торговле товарами основными партнерами Белоруссии в I квартале 2012 г. стали Россия (48,2% от всего объема товарооборота), Нидерланды (13,4%), Украина (6,5%), Латвия (5,1%), Германия (4,1%), Польша и Китай (по 2,3%), Италия (1,8%), Литва (1,4%), Казахстан (0,9%).
Россия остаётся основным торговым партнёром и для Украины, и для Белоруссии, хотя геоэкономические потенциалы двух постсоветских республик существенно различаются. Совершенно по-разному их используют Лукашенко и Янукович, что хорошо просматривается не только во внешней политике, но и в показателях социально-экономического развития двух стран.
В I квартале 2012 года ВВП Украины вырос на 1,8% к уровню I квартала 2011 года (данные Укрстата). За этот же период Украина экспортировала товаров на $16 168,9 млн, импортировала - на $19 079,0 млн.
В I квартале 2012 года ВВП Белоруссии вырос на 3% к уровню I квартала 2011 года (данные Белстата). За этот же период Белоруссия экспортировала товаров на $11 835,0 млн, импортировала - на $11 119,3 млн.
При оценке показателей I квартала 2012 года следует отметить, что в 2011 году Белоруссия пережила экономический кризис, последствия которого чувствуются и в текущем году. Не стоит забывать и о том, что геоэкономический код Белоруссии существенно отличается от украинского по таким показателям, как площадь территории и наличие выхода к морю, численность населения, плодородие земель и т.д.
По мнению главы внешнеполитического ведомства Литвы, у Белоруссии нет альтернативы "евроинтеграции". К сожалению, Аудронюс Ажубалис не пояснил, как эта "евроинтеграция" представлена в процентах роста ВВП, экспорта товаров и услуг. Судя по опыту Украины (и не только Украины), курс на "евроинтеграцию" предполагает деиндустриализацию. Есть и гуманитарная составляющая курса на интеграцию с Европейским союзом, явленная в опыте Украины, Латвии, Хорватии и других стран. Белоруссия выбрала курс на евразийскую интеграцию в союзе с Россией и Казахстаном, добившись очевидных успехов в экономике и доказав ошибочность заявлений о безальтернативности. Выбор есть всегда - между хорошим и плохим, плохим и ещё более худшим. На самом деле вопрос об альтернативе сейчас особенно актуален для Украины и, как ни странно - для стран Евросоюза.