Наталья Эфендиева: "Рейд" vs "Шпион". Победа индонезийского кинематографа над российским
Москва, 10 мая, 2012, 10:38 — ИА Регнум. Вышедший в прокат месяц назад и в майские праздники добирающий последнее, "Шпион" стал очередным и совсем уж очевидным подтверждением - бороться за родного кинозрителя с помощью квот уж точно не получится. Звонкую оплеуху создатели картины получили от никому неизвестного режиссера из Индонезии Гарета Эванса. Его фильм "Рейд" выпустили у нас числом в 58 копий против 1039 (!) российского кинопродукта. Стартовали оба фильма 5 апреля. А дальше - статистика. За первый уик-энд у "Шпиона" наработка на одну копию составила 64507 рублей. У "Рейда" - 61369! При минимальной разнице на выходе, масштаб затрат был обратно пропорциональным. По разной информации на фильм ушло от 192 до 210 миллионов рублей. Финансировали постановку Фонд Кино и Министерство культуры. Плюс серьезная рекламная поддержка со стороны телеканала "Россия". Но не удалось выйти даже, что называется, в ноль. Итоговая сумма сборов - 133 миллиона рублей с небольшим. "Рейд" же, при стоимости в 33 миллиона рублей (1100 тыс. долларов), выручил сумму, четырежды превышающую потраченное. Российская доля здесь составила 6 492 547 руб. (249 853 долл.).
Ладно бы проиграли тяжеловесам вроде "Титаника в 3D" и "Американского пирога". Этому всегда найдут объяснение. Мол, фильмы американские, аудитория со значительным зрительским стажем. Эксплуатация давних пристрастий, игра на вполне понятном и простом интересе: а как лайнер в новом формате-то взрывается и тонет; а что сталось с бывшими школьниками-раздолбаями и т.п. Так нет ведь. Столь неблагоприятный исход тем более унизителен и неприятен, что соперником оказался не какой-то голливудский монстр с глобальным бюджетом, а кинопродукт, сделанный по давно известным и не единожды использовавшимся схемам. И снятый не за самые большие деньги, даже по российским меркам.
Рублевый замах
Замах и вправду планировался хоть куда. И силы привлекли впечатляющие. Сценаристами значатся Валерий Валуцкий (соавтор трех "
Вроде все на месте. Сюжет - скроен по опробованным лекалам. По зимней и весенней Москве 1941 года нквдшники Октябрьский и Дорин гоняются за абверовским агентом Вассером. Цель - получить информацию о нападении или ненападении нацистской Германии на СССР. Вражеская контрразведка тоже не сидит на месте ровно и льет дезинформацию в уши товарища Сталина. И, надо признать, успешно. Разыгрывается внешне занимательная история в футуристическом антураже. Комиксу (так сами авторы изредка решались определить жанр своей работы), как говорится, комиксово. Тем более, он допускает вольности в употреблении исторического материала. Для общения с фюрером у адмирала
Картина под завязку набита знакомыми образами, работающими, по большому счету, вхолостую. Ибо зрители старшего и среднего поколения непросто переносят скачущий, бегущий и лишь изредка спокойно двигающийся и стоящий фильм. А молодые - элементарно не в состоянии считывать родное-советское. При недостаточной насмотренности и начитанности юной аудитории, "шпионская" интертекстуальность вкупе с интеллектуальной навороченностью летит в тартарары. К общему разочарованию добавляется еще и разочарование от актеров. Хотя это и стало общим местом за последние несколько лет. Живыми выглядят только отрицательные персонажи и Федор Бондарчук в роли неоднозначного майора Октябрьского. Положительные же герои отчаянно смахивают на тех, что в изобилии населяли отечественные кинокартины, выходивших после войны в изрядном количестве: где сюжеты окончательно схематизировались, характеры стали ходульными, диалоги писались деревянным языком, а само кинозрелище, в результате, превращалось в вампуку. В "Шпионе" до последнего, слава богу, дойти не успевают, хотя в лирических эпизодах к пародии стремятся уверенно.
Зато индонезийский "Рейд" с его "неожиданными" перипетиями, предсказуемым поведением героев от первой до последней сцены, лаконичными диалогами, жестким мочиловом и копеечным бюджетом не претендовал на статус чего-то глубокомысленного и не скрывал свою вторичность. Оттого российская публика и понесла ему в кассу честно заработанные рубли.
За последние 4-5 лет российские режиссеры то и дело снимали фильмы с приставкой "ретро". Историческое прошлое, культурные мифы, образы и т.п. использовались в новейшем кино не один и не два раза. Заканчивалось все в лучшем случае неудачей, в худшем - впечатляющим провалом. Время действия выбиралось либо военное, либо послевоенное, либо 1960-1970-е. И почти всегда режиссеры с продюсерами пролетали мимо кассы. Самый успешный на сегодня фильм, сделанный на известном материале - "Высоцкий. Спасибо, что живой". Успех объяснить несложно - личность
В апрельском заявлении Пленума Правления ООО "Союз кинематографистов России" к ныне инаугурирувшемуся президенту есть такая реплика: "Люди перестали смотреть отечественное кино, потому что оно унижает их достоинство". Так вот в этих словах есть неточность. Для начала сами кинематографисты унижают себя снимая всевозможный трэш, оказываясь неспособными даже просто поэксплуатировать десятилетия назад выработанные визуальные и вербальные коды и убедительно воспроизвести на экране дух и интонации какой-либо эпохи.
P.S. Естественно, разговор об отечественном кино не исчерпывается одним небольшим текстом. Что же касается возвращения интереса к родному кино, умникам из