О варваризации культуры русского общества в Архангельске ярко свидетельствует как "культурный продукт", который производят псевдо-поморы, так и то, как эта "культура" принимается местным обществом и городскими властями. Наиболее ярким культурным символом "возрождения" поморства в Архангельске сейчас стало празднование так называемого "Поморского новолетия" или "Поморского Нового года". Этот мнимый праздник мнимого народа "поморы" уже который год подряд празднуют в Архангельске 14 сентября. Вот программа минувшего мероприятия, прошедшего 2011 г.: новолетие в этот день открыла костюмированная процессия, которая продемонстрировала "традиционные поморские" наряды и обряды. В рамках праздничной программы прошли показательные выступления кадетского объединения "Русичъ" (так! через "ъ", попробуйте произнести шипящий звук "ч" твёрдо). "Бузовская артель" (от слова бузить?) города Северодвинска продемонстрировала зрителям ножевой, палочный и рукопашный бой Древней Руси. "Поморский народный панк" из села Шеговары Эдуард Скрябин играл на гитаре. Все провожали какого-то мальчика - якобы "зуйка" - якобы на промысел. "Поморские жонки", подобрав сарафаны, блуждали в "протопоморском" лабиринте на берегу Двины. "Поморский" волхв в шутовском наряде ходил по набережной с камланием и битьем в бубен шамана и дудением в дуду. А еще были похороны мух и факельное шествие с "поморскими вожами" во главе вечером по набережной. В честь "поморского Новолетия" зажгли костер на качающемся на речных волнах плотике. И такого зрелища, как уверен "поморский возрожденец" Иван Мосеев, нет нигде в мире!

Как выясняется, введение в общественный оборот "традиционного поморского этнического праздника" в Архангельске явилось результатом обычной провинциальной прохиндиады. Изначально идея празднования "Поморского Нового года" родилась в голове у архангельского общественника Александра Тутова. Тутов - не помор. Он костюмированный "казак", которых достаточно развелось со времени перестройки по городам и весям современной России. Местный казачий "атаман" и родоначальник "исторического фехтования" в Архангельской области А.Тутов по специальности врач. Он закончил местный Архангельский медицинский институт. Со студенческой поры его приятелем является другой местный колоритный общественник - главный "помор" и медицинский доктор в САФУ, он же по совместительству "эксперт по оффшорной добыче нефти" - Иван Мосеев. А.Тутов порой рядится в казачий мундир непонятного казачьего войска, а И.Мосеев - в костюм поморского племенного вождя.

Оба эти массовика-затейника в противоестественном союзе уже который год своеобразно "обслуживают" духовные интересы и культурные запросы местного городского сообщества, докучая местным градоначальникам разного рода инициативами: "казак" при этом играет на ниве общественного "патриотизма", а "помор" - регионализма и этносепаратизма. Соответственно "казак" А.Тутов сейчас руководит архангельским отделением "Народного собора", а ментальный и, как он считает, генетический "угро-финн" И.Мосеев состоит "президентом" Ассоциации поморов Архангельской области. Однако мнимые крайности политических полюсов не мешают А.Тутову и И.Мосееву оставаться друзьями и действовать солидарно в разного рода общественных начинаниях. Так случилось, в частности, и в 2001 г., когда два друга-общественника убедили городскую администрацию в Архангельске устроить "поморский праздник". Тутов связывал эту затею с родившимся недавно из книг регионом "Поморье", а Мосеев с мнимым "коренным народом поморы", это "Поморье" якобы населяющим. Так и пошла с той поры эта провинциальная затейка. Лет через пять А.Тутову она надоела и организацию праздника перехватило молодое поколение "коренных поморов". Во главе дела стал глава "общины поморов" очередной поморский самозванец в Архангельске - Павел Есипов. По своему мировоззрению П.Есипов - убежденный язычник. Это его свойство наложило отпечаток на все дальнейшее празднование "Поморского новолетия". Стараниями П.Есипова его "общинниками" на берегу Двины был выложен лабиринт в подражание валунным Соловецким лабиринтам, то ли I, то ли II тысячелетия до Рождества Христова, и устроено капище с деревянными идолами. Еще одно языческое капище с поморскими идолами было поставлено где-то в лесу под Архангельском. "Община поморов" даже обзавелась волхвом, роль которого на себя взял местный художник Вячеслав Ларионов, вообразивший себя шаманом. В данном случае "поморы" стали строить современную субкультуру, сродни каким-нибудь "готам" и "эмо".

Собственно, какое отношение к настоящим историческим поморам, жившим в прошлом и живущим сейчас на Поморском берегу Белого моря, имеют все эти камлания и гуляния на берегу Северной Двины под видом празднования "Поморского новолетия" в Архангельске? Абсолютно никакого! На самом деле, Симеонов день (1 сентября по старому стилю, 14 - по новому) не имеет никакого отношения к культуре исторических настоящих поморов, живших на Поморском берегу Белого моря в ХVI-ХIХ вв. Этот день никогда особо не отмечался подлинными поморами в прошлом. В этом нетрудно убедиться, обратившись к исследованию, посвященному поморским праздникам, этнографа Татьяны Бернштам. [1]

Праздничный календарь настоящих поморов ничем не отличался от праздничного календаря прочих русских. Праздники эти были церковными, первейшим и важнейшим из которых была Пасха. Хотите праздновать поморские праздники - празднуйте Пасху, Рождество Христово, Вознесение - не ошибетесь. Что касается "новолетия" - то в допетровской России это был церковно-государственный праздник. Календарь в России с византийским годом и сентябрьским новолетием использовался с 1493 по 1699 г.: 1 сентября по старому Юлианскому стилю (сейчас по новому Григорианскому календарю - 14 сентября) - это день св. Симеона Столпника. В ХVII в. празднование новолетия открывалось вечерней службой 31 августа, после которой совершалось "молебное пение по новолетию, а иногда и Симеону Столпнику". В полночь церковный колокол на звоннице возвещал о наступлении Нового года. Кульминацией новогоднего праздника на следующий день было "действо нового лета или многолетнего здравия" (другое название - "чин препровождения лету"). Отправлялось оно на площади перед храмом между утреней и обедней при стечении народа. Особенно торжественно "действие многолетнего здравия" отмечалось в столице Российского царства - в Москве. Оно начиналось крестным ходом на площади перед Иваном Великим в Кремле. Главными действующими лицами в нем были царь и патриарх. В завершении церемонии царь и народ обменивались здравицами. После обмена благими пожеланиями между царем и народом следовали раздача царских пирогов приближенным и царской милостыни (денег) народу. После чего царь принимал челобитные. В продолжение праздника народ по церковному благовесту расходился по своим приходским церквам. Отстояв обедню, люди для поздравления с наступлением нового года навещали старших в роду. Сентябрьским новолетием начинался "круг церковный" праздников. Поэтому оно приравнивалось к великим церковным праздникам. В этот день благочестивые люди считали своим христианским долгом помочь бедным, сирым, больным и убогим. Они посещали странноприимные дома и остроги, посылали туда милостыню и всякого рода кушанья, раздавали милостыню нищим, одаривали деньгами, одеждой, пищей бедняков.[2]

Что общего между подобным празднованием подлинного "Новолетия" в старой России и тем, что нам предлагают псевдо-поморы в Архангельске? Ровным счетом ничего. Современное празднование "Поморского новолетия" в этом городе, на самом деле, связано не с традицией, с прошлым, а с современным кризисом культуры постмодерна, с его стремлением уйти от действительности в виртуальные миры. На самом деле, откуда "поморские язычники" могут знать, как выглядели чудские идолы на Двине? Только из произведений современной массовой культуры, из какого-нибудь мультфильма о князе Владимире. Откуда А.Тутов может знать о технике фехтования и "бое палками" в Древней Руси? Из романов Толкиена, цветных исторических блокбастеров и клубов азиатских боевых искусств. Поэтому то, что предлагают нам организаторы "поморского новолетия" в Архангельске вместо традиции и классической культуры, является современным массовым шоу. И шоу это представляется особо неприглядным, поскольку помножено оно на местную материальную и духовную бедность, представленную на фоне декораций элементарного упадка материальной городской культуры.

* * *

[1] См. главу 3: " Календарь, верования, фольклор" в кн.: Бернштам Т. А. Народная культура Поморья. М., 2008. С. 148-219.

[2] Русские. Под ред. В.А.Александров, И.В.Власова, Н.С.Полищук. М., 1999. С. 576-577.