Павел Даллакян: Поможет ли Путин Турции установить "ноль проблем с соседями"? (Часть 2)
Москва, 4 мая, 2012, 10:41 — ИА Регнум. Часть 2.
Направляя приглашение турецкому премьеру Эрдогану посетить Москву, в Кремле хорошо представляли стесненность турецких возможностей на закавказском направлении. Признание главы МИД Турции
Особенности упомянутого региона сформировались в течение нескольких десятилетий на рубеже ХХ века. Страна Давудоглу тогда характеризовалась общей экономической и технологической стагнацией и архаичным политическим режимом. Существенным было враждебное проникновение агентурных структур западных держав и России. В судьбе региона сыграли роль безуспешные обращения влиятельных еврейских финансовых групп к Высокой Порте с предложением выкупа у империи территории Палестины и последующее значительное влияние тех же кругов на формирование иттихадистской (младотурецкой - ред.) оппозиции режиму султана. Одновременно, имело место первоначально положительное отношение к "Иттихаду" со стороны армянских национальных структур в надежде на слом власти, запятнанной кровью резни 1896 года. Однако после неудач турецкой армии на Балканах события неотвратимо приближались к роковому 1915 году.
Эти, казалось, давние сложно переплетенные и взаимообусловленные процессы прямо относятся к нынешней зоне перманентной неудачи политики "Нуля проблем". В ее существующем, универсальном виде политика "Нуля" здесь не применима, т.к. это - зона чрезвычайных даже для военного времени обстоятельств, зона массового истребления и изгнания коренного населения исторических областей Armenia Magna и Cilicia - подданных Османской Империи. Зона геноцида, последствия которого - демографические, психологические, материальные и территориальные, не преодолены, а лишь усугублены с течением времени.
Трагические обстоятельства, безусловно, известны доктору Давудоглу. Известна специфика региона. Известно также то, что соперничеством интересов мировых центров влияния вокруг названных им трех пунктов в послевоенный период 20-30-х годов ХХ века определена конфигурация доброй половины территории современного турецкого государства. Это русско-британское соперничество вокруг исторической области Армения в Восточной Анатолии и бассейне истоков Тигра и Ефрата, франко-британское вокруг средиземноморского Леванта, Киликии и Месопотамии, а также прямое отражение выбора правительства США между инициативами армянских и еврейских патриотических кругов относительно образования государств за счет все тех же областей Османской Империи - переднеазиатской Армении и Палестины. Последние инициативы претендовали, ни много ни мало, на роль делегированной западными державами доминанты во всем регионе Ближнего Востока, Передней Азии и Кавказа.
По окончании Первой Мировой войны во всех перечисленных коллизиях в качестве решения был избран метод откладывания вопроса до последующего рассмотрения. Своеобразным "недоминантным держателем" промежуточных решений была назначена кемалистская Turkiye - государство с арабизированным официальным названием на основе внедренного этнонима "тюрк". Первый фрагмент решений привел к русско-турецкому Московско-Карскому миру 1921 года с приращением турецкой территории за счет русской, закавказской части Армении, а также Грузии и формированием Азербайджанской ССР в исторических областях, известных как Аран, Ширван и Талыш в Западном Прикаспии. Второй фрагмент выразился в государственном размежевании территорий в Восточном Средиземноморье в виде Ливана и Сирии на месте арабского традиционного аш-Шама, третий - в конечном итоге, в восстановлении еврейской государственности в пределах Мединат Исраэль (государство Израиля, ивр, в отличие от земли Израиля - ред.) в 1948 году. Армянская государственность в пределах провозглашенной Республики Айастан (буквально "республика страны армян", арм. - ред.) была признана только в 1991 году, причем как фактический результат падения там официальных институтов союзной юрисдикции.
Только из одной политико-семантической шифрованности названий государств, возникших на развалинах Османской и Российской империй уже можно сделать вывод о глубинном неблагополучии устройства региона. Если добавить сюда несовпадение границ с этнической и конфессиональной картиной территорий и конституционными особенностями их строя, можно понять предрешенность осложнений. И действительно, после падения османской и русской имперских конструкций регион находится в состоянии всепроникающего и перманентного, почти 100-летнего конфликта с перетекающими друг в друга латентной, горячей и замороженной фазами. Сейчас мы наблюдаем формирование целых линий возможного распространения напряженности. Израиль, Сирия, Турция, Армения, Грузия, Российская Федерация - одна из них. Параллельно вырисовывается линия Израиль, Ирак, Иран, Азербайджанская Республика, Российская Федерация.
Без хотя бы номинального успеха на русско-армянском направлении доктрина "Ноль проблем с соседями" Давудоглу может безвозвратно уйти в область академического предания. И Москве есть что предложить Анкаре на этом критическом азимуте. Известная инициатива
В определенной степени будут решены некоторые, кажущиеся принципиально нерешаемыми, логистические проблемы Армении и России. Несколько иной разворот может получить карабахский вопрос. Переплетение факторов новой экономической интеграции и членства Турции в
Павел Даллакян - эксперт (Москва)