Фолк-хистори и национальные герои: в Чувашии обсудили проблемы фальсификации истории
Чувашия, 2 мая, 2012, 19:55 — ИА Регнум. Проблемы фальсификации истории и роль СМИ в данном вопросе обсудили в Чувашском государственном институте гуманитарных наук (ЧГИГН). За круглым столом собрались ученые и журналисты, чтобы обсудить тему: "Отечественная история в средствах массовой информации Чувашской Республики". Как отмечалось экспертами, история чувашского народа тоже не избежала печальной участи. При этом подчёркивалось, что "основная задача СМИ - популяризация фундаментальных знаний", передаёт корреспондент ИА REGNUM.
Приобретает популярность так называемая фолк-хистори - совокупность трудов, претендующих на научность, но таковыми не являющаяся, объяснил заведующий отделом истории ЧГИГН Юрий Гусаров. Зародилось это явление в период "перестройки", и основным направлением его стало разоблачение исторической науки (Бушков, Акунин, Суворов и др.). Среди ученых нет единого мнения по поводу вреда или пользы данного явления. С одной стороны, оно дает некую встряску для развития исторической науки, с другой - не имея научности исследования, основываясь на фантазиях, оно искажает мировоззрение человека.
Для чувашских приверженцев данного явления интересен начальный период истории чувашского народа. В этом отношении характерена тенденция удревнения национальной истории. Ученые объясняют это тем, что молодым народам, которым является чувашский народ, хочется самоутвердиться за счет своих предков, которых фолк-хистори ищет среди шумеров, египтян, скифов, а прародиной считает Африку, Южную Америку, Причерноморье, пользуясь фальсифицированными источниками. При этом самодеятельные авторы легко находят спонсоров для публикаций, настраивая читателя на скандальность и сенсационность излагаемого, в отличии от настоящих историков, представителей фундаментальной науки. Конечно, пишутся и разоблачающие статьи о лжеистории, но этого недостаточно. "Поэтому очень важна роль средств массовой информации в широкомасштабной просветительской работе", - подчеркнул Юрий Гусаров, предложив, например, создать рубрику в СМИ "Чувашская энциклопедия", где авторами будут как журналисты, так и историки.
Но искажение Отечественной истории связано не только с распространением самодеятельных авторов. "Историческая наука переживает кризис, - считает доктор исторических наук Василий Димитриев. - Историки стали высказывать очень много субъективных, недоказанных утверждений, гипотез. Этому способствуют и средства массовой информации". Так, например, в СМИ делались необъективные высказывания по вопросу насильственного вхождения чувашского народа в состав России. Василий Димитриев, опровергая эту теорию, указывает, что чуваши и горномарийцы были единственными народами, которые были приняты в состав России юридически - по челобитию, прошению, то есть добровольно.
Ученые сошлись во мнении, что средства массовой информации должны осознавать свою ответственность в подаче информации, так как являются библиографическим источником работ по истории Отечества. "Основная задача СМИ - популяризация фундаментальных знаний, чтобы история Чувашии и России были адекватно восприняты обществом", - подчеркнула глава Минкультуры Чувашии Роза Лизакова.
Доцент кафедры философии Чебоксарского политехнического института
Сотрудниками гуманитарного института публикуются интереснейшие научные труды на историческую и этно-культурную тематику, в частности, издана 4-томная "Чувашская энциклопедия". Задача СМИ привлекать внимание к ним как можно более широкой аудитории, отмечали эксперты.
Чтобы проанализировать актуальность и востребованность исторической тематики в СМИ Чувашии сотрудники ЧГИГН ежегодно проводят социологическое исследование. Ведущий научный сотрудник отдела истории института Валентина Харитонова утверждает, что по результатам исследования можно говорить о росте национального самосознания: информация на исторические темы интересна всем слоям населения республики. "Мониторинг показывает, что в печатных СМИ очень много публикаций на конкретные исторические темы. И это плюс сегодняшним СМИ", - констатирует специалист.
В 2011 году социологический опрос (социсследования проводятся по заказу Минкультуры Чувашии) проходил в 10 районах и городах республики, выборка составила 500 человек. Основная задача - определить доступность и востребованность СМИ в Чувашии. Согласно опросу, около 40% населения Чувашии читают газеты ежедневно, столько же - еженедельно, 10% - ежемесячно, и менее 10% - редко или вообще не читают. По сравнению с 2006 годом, в республике наблюдается рост доли читателей печатных СМИ, уменьшается доля тех, кто совсем не читает периодическую печать - с 17% до 12 %. Уменьшилась доля чтения местной прессы (районных газет), основные ее потребители - сельские жители - предпочитают республиканские издания. В целом, наблюдается положительное отношение к периодической печати, подчеркнула Валентина Харитонова.
Она также отметила, что растет востребованность этно-культурной информации: 27% опрошенных считают ее недостаточной в прессе. Большинство жителей республики предпочитают получать информацию об истории и культуре Чувашии из республиканских газет (46%), почти столько же из телевидения (41%), остальные используют интернет. 80% населения читают на русском языке, 17% - на чувашском. Чувашский язык в основном востребован среди радиослушателей. Основная доля этно-культурной информации подается на чувашском языке - это газета "Хыпар" и местные СМИ. Между тем, по словам Валентины Харитоновой, цифры показывают, что чувашскоязычная аудитория теряется.