Проблемы фальсификации истории и роль СМИ в данном вопросе обсудили в Чувашском государственном институте гуманитарных наук (ЧГИГН). За круглым столом собрались ученые и журналисты, чтобы обсудить тему: "Отечественная история в средствах массовой информации Чувашской Республики". Как отмечалось экспертами, история чувашского народа тоже не избежала печальной участи. При этом подчёркивалось, что "основная задача СМИ - популяризация фундаментальных знаний", передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Приобретает популярность так называемая фолк-хистори - совокупность трудов, претендующих на научность, но таковыми не являющаяся, объяснил заведующий отделом истории ЧГИГН Юрий Гусаров. Зародилось это явление в период "перестройки", и основным направлением его стало разоблачение исторической науки (Бушков, Акунин, Суворов и др.). Среди ученых нет единого мнения по поводу вреда или пользы данного явления. С одной стороны, оно дает некую встряску для развития исторической науки, с другой - не имея научности исследования, основываясь на фантазиях, оно искажает мировоззрение человека.

Для чувашских приверженцев данного явления интересен начальный период истории чувашского народа. В этом отношении характерена тенденция удревнения национальной истории. Ученые объясняют это тем, что молодым народам, которым является чувашский народ, хочется самоутвердиться за счет своих предков, которых фолк-хистори ищет среди шумеров, египтян, скифов, а прародиной считает Африку, Южную Америку, Причерноморье, пользуясь фальсифицированными источниками. При этом самодеятельные авторы легко находят спонсоров для публикаций, настраивая читателя на скандальность и сенсационность излагаемого, в отличии от настоящих историков, представителей фундаментальной науки. Конечно, пишутся и разоблачающие статьи о лжеистории, но этого недостаточно. "Поэтому очень важна роль средств массовой информации в широкомасштабной просветительской работе", - подчеркнул Юрий Гусаров, предложив, например, создать рубрику в СМИ "Чувашская энциклопедия", где авторами будут как журналисты, так и историки.

Но искажение Отечественной истории связано не только с распространением самодеятельных авторов. "Историческая наука переживает кризис, - считает доктор исторических наук Василий Димитриев. - Историки стали высказывать очень много субъективных, недоказанных утверждений, гипотез. Этому способствуют и средства массовой информации". Так, например, в СМИ делались необъективные высказывания по вопросу насильственного вхождения чувашского народа в состав России. Василий Димитриев, опровергая эту теорию, указывает, что чуваши и горномарийцы были единственными народами, которые были приняты в состав России юридически - по челобитию, прошению, то есть добровольно.

Ученые сошлись во мнении, что средства массовой информации должны осознавать свою ответственность в подаче информации, так как являются библиографическим источником работ по истории Отечества. "Основная задача СМИ - популяризация фундаментальных знаний, чтобы история Чувашии и России были адекватно восприняты обществом", - подчеркнула глава Минкультуры Чувашии Роза Лизакова.

Доцент кафедры философии Чебоксарского политехнического института Ольга Сергеева предложила возвращаться к истинной истории чувашского народа, "поднимать на щит" национальных героев Чувашии. 2012 год объявлен Годом истории в России и ознаменован многими юбилейными датами исторических событий. Главной из них является 200-летие Отечественной войны 1812 года. Но мало кто среди жителей Чувашии знает, что героем этой войны стал Петр Андреевич Кикин, уроженец Алатырского уезда, "наш земляк", подчеркнула Ольга Сергева. Будучи штабным офицером, военным информатором, он принимал участие и в боевых действиях: сражениях при Смоленске, в с. Красном, отличился в Бородинской битве. Петр Андреевич Кикин был награжден орденом Святого Георгия, а его портрет украсил портретную галерею Зимнего дворца.

Сотрудниками гуманитарного института публикуются интереснейшие научные труды на историческую и этно-культурную тематику, в частности, издана 4-томная "Чувашская энциклопедия". Задача СМИ привлекать внимание к ним как можно более широкой аудитории, отмечали эксперты.

Чтобы проанализировать актуальность и востребованность исторической тематики в СМИ Чувашии сотрудники ЧГИГН ежегодно проводят социологическое исследование. Ведущий научный сотрудник отдела истории института Валентина Харитонова утверждает, что по результатам исследования можно говорить о росте национального самосознания: информация на исторические темы интересна всем слоям населения республики. "Мониторинг показывает, что в печатных СМИ очень много публикаций на конкретные исторические темы. И это плюс сегодняшним СМИ", - констатирует специалист.

В 2011 году социологический опрос (социсследования проводятся по заказу Минкультуры Чувашии) проходил в 10 районах и городах республики, выборка составила 500 человек. Основная задача - определить доступность и востребованность СМИ в Чувашии. Согласно опросу, около 40% населения Чувашии читают газеты ежедневно, столько же - еженедельно, 10% - ежемесячно, и менее 10% - редко или вообще не читают. По сравнению с 2006 годом, в республике наблюдается рост доли читателей печатных СМИ, уменьшается доля тех, кто совсем не читает периодическую печать - с 17% до 12 %. Уменьшилась доля чтения местной прессы (районных газет), основные ее потребители - сельские жители - предпочитают республиканские издания. В целом, наблюдается положительное отношение к периодической печати, подчеркнула Валентина Харитонова.

Она также отметила, что растет востребованность этно-культурной информации: 27% опрошенных считают ее недостаточной в прессе. Большинство жителей республики предпочитают получать информацию об истории и культуре Чувашии из республиканских газет (46%), почти столько же из телевидения (41%), остальные используют интернет. 80% населения читают на русском языке, 17% - на чувашском. Чувашский язык в основном востребован среди радиослушателей. Основная доля этно-культурной информации подается на чувашском языке - это газета "Хыпар" и местные СМИ. Между тем, по словам Валентины Харитоновой, цифры показывают, что чувашскоязычная аудитория теряется.