Виген Акопян: Каспийская миссия Морнингстара - Баку становится узлом евразийской энергодипломатии США
Москва, 2 мая, 2012, 14:20 — ИА Регнум. Назначение
Осуществляя координированную работу, нацеленную на усиление американских и, соответственно, ослабление российских позиций на постсоветском пространстве, они, тем самым, кардинальным образом влияют на повестку миссии и ресурсы влияния самого Макфола в Москве.
В том, что Морнингстар постарается не обмануть надежд своего "московского" коллеги Макфола, сомневаться не приходится. Тем более что на посту посла в Баку ему необходимо будет продолжить планы и проекты, заложенные в период работы на прошлой должности.
Морнингстар уже давно обозначил американскую стратегию в отношении Азербайджана. И заключается она вовсе не в том, чтобы превратить территорию этой страны в площадку для "подскока" и бомбардировок ядерных объектов Ирана. Это - миф, поддерживаемый западными и израильскими аналитическими центрами, позволяющий уже сегодня активно влиять на азербайджано-иранские отношения в сторону их ухудшения. Реальность же состоит в том, что Азербайджан в западной стратегии призван стать, прежде всего, защищенным по периметру - с моря и с суши - энергетическим и транзитным узлом, связывающим Среднюю Азию с Закавказьем через Каспийское море. Отсюда и неоднократно высказанная Морнингстаром однозначная официальная позиция США по поводу ключевого проекта данной конструкции - Транскаспийского газопровода.
"Мы всегда поддерживали Транскаспийский газопровод. Если он пройдет только через воды Туркмении и Азербайджана, то мы не видим причин, почему он не может быть реализован. Что касается утверждений о противодействии России, то США и
Такой подход полностью соответствует интересам Турции - основного регионального партнера США и получателя азербайджанских энергоресурсов. Более того, турецкие официальные лица не скрывают, что рассматривают кавказский регион в качестве "кратчайшего пути для интеграционных процессов со Средней Азией". Это еще раз подтвердил в своем последнем заявлении турецкий вице-премьер
Стоит напомнить, что до Ричарда Морнингстара посольство США в Баку возглавлял
Готовясь передать Морнингстару эстафетную палочку, посол Мэтью Брайза заявил 11 июня прошлого года в Баку: "США и Азербайджан начинают новую фазу сотрудничества в сфере безопасности. Это сотрудничество коснется защиты энергетической инфраструктуры на Каспии. У нас богатый опыт в этой области, и мы готовы передать его Азербайджану". Комментируя заявление посла России в Азербайджане
Что касается карабахской проблемы, то американцы здесь спешить явно не намерены. Это весьма сложный конфликт, непосредственным образом влияющий на региональные узловые точки и интриги: военно-политический курс Армении и Азербайджана, ситуацию на границе с Ираном, на российско-турецкие отношения и даже на внешнюю политику Грузии. При этом ситуация для Вашингтона складывается пока достаточно удобная. Экономическое давление на Армению успешно наращивается Азербайджаном и Турцией, а требования Баку все чаще обращаются не к Еревану, а напрямую к Москве. Азербайджанская сторона призывает Россию оказать давление и, фактически, заставить капитулировать своего регионального союзника, или, как любят повторять в Баку, свой "форпост" - Армению, на территории которой дислоцирована военная база РФ.
Ежедневное испытание армяно-российского военно-политического союза на прочность - благодатная почва, на которой американцы презентуют и развивают свои возможности и услуги. Очевидный региональный козырь американцев - контроль над Грузией, территория которой является главной транспортной артерией, соединяющей Армению с внешним миром. В итоге, чтобы оценить, какая чаша на весах армянской внешней политики становится тяжелее, а какая теряет свой вес - российская или западная - необходимо внимательно следить за глубиной армяно-грузинской политической, экономической и общественной интеграции. Тенденции в этом плане развиваются явно не в пользу России.
С другой стороны, в случае дестабилизации ситуации в Карабахе, перед американцами откроется новая выгодная перспектива - формирования международной реакции и размещения в регионе миротворческих сил. Учитывая тот факт, что зона карабахского конфликта граничит с Ираном, для Вашингтона здесь создаются многообещающие возможности влияния. Но пока статус-кво в Карабахе держится исключительно благодаря балансу внешних сил, а не военному балансу сторон, как это любят повторять армянские политики и опровергать их азербайджанские коллеги. В этой ситуации американцы постараются максимально эффективно разыграть энергетическую карту Каспия. И лучше Ричарда Морнингстара это никто не сделает.
7 июня 2011 года Морнингстар зачитал послание президента США
Суть иранского недовольства активностью США в региональной энергетической политике имеет и другую плоскость. В условиях осложнения ситуации на Ближнем Востоке и произошедших политических трансформаций в Египте, актуализировалась проблема энергетической безопасности Израиля. В статье, опубликованной 22 декабря на сайте иранского информационно-аналитического агентства "Фарс", говорится, что во время недавних событий в Египте, когда был подорван Синайский газопровод, по которому газ поступает в Израиль, Баку направил специальную делегацию в Израиль и пообещал найти варианты для поставок своего газа "альтернативными путями", в качестве которых может выступать территория Турции.
Тем не менее, все указанные выше Морнингстаром проекты "Южного коридора", так или иначе ориентированные на транзит каспийских ресурсов в Европу через Турцию и Черное море, имеют один важный недостаток - они лишены гарантированной ресурсной базы. Таковой, согласно планам США, и призвана стать Туркмения. Другим потенциальным крупным поставщиком мог бы стать Иран, однако США, так пекущиеся об энергетической независимости Европы, старательно консервируют иранский потенциал, по всей видимости, планируя в будущем стать его совладельцами, как это они сделали в случае с Ираком. Одним из последовательных противников Ирана в глобальной энергетической дипломатии в последние годы выступал именно Ричард Морнингстар.
Что касается Туркмении, то она на фоне усиления военно-политического присутствия США в Средней Азии, официально озвучила готовность поставлять газ в европейском направлении и даже начала строить на свои деньги инфраструктуру для подвода "голубого топлива" к побережью Каспия. В настоящее время ЕС, Азербайджан и Туркмения готовят два нормативных документа в рамках развития проекта "Южный газовый коридор". По словам министра промышленности и энергетики Азербайджана
Судя по всему, рассчитывают на эффективность будущих усилий Морнингстара и на Украине. Правительство
Вообще, "каспийские устремления" Киева, лишенные на данном этапе какой-либо внятной перспективы в силу зависимости от политических вопросов континентального значения, нервируют больше не Москву, а Анкару, которая видела и видит в лице Украины возможного конкурента и в черноморском бассейне, в частности по российскому проекту "Южный поток". Что уж тут говорить об азербайджанском газе, на который турки претендует на правах "старшего брата". Что касается США, то те в привычном для них стиле готовы были противопоставить украинские интересы турецким. В частности, в период разногласий между Баку и Анкарой вокруг цены на газ и транзитных тарифов, Ричард Морнингстар заявил: "если Турция и Азербайджан не смогут договориться о цене на газ, энергетические компании начнут искать альтернативные пути. И этой альтернативой может стать транспортировка сжиженного и сжатого газа по Черному морю в Европу посредством "Белого потока".
С надеждой за дипломатической миссией Морнингстара в Баку, вне всякого сомнения, будут следить и из Молдавии. В конце января 2010 года о стремлении найти "альтернативные решения" для выхода из зависимости от поставок газа из России заявил на встрече с ним премьер-министр Молдавии
Немало усилий приложил американский дипломат и для ослабления российских позиций в Прибалтике, в частности, в сфере атомной энергетики. Как известно, Литва, остановившая по договору с ЕС Игналинскую АЭС, превратилась из экспортера дешевой в импортера дорогой энергии. В условиях "энергетического цейтнота", Вильнюс через Морнингстара неоднократно обращался к США за помощью в деле консервации Игналины, строительства новой Висагинской АЭС, а также в противодействии планам России и Белоруссии построить АЭС в Калининградской области и в Островце, в 50 км от Вильнюса.
Можно констатировать, что Ричард Морнингстар - спецпредставитель Госдепа США в Евразии, выполнял в последние годы тяжелую рутинную работу по конструированию энергетического "санитарного кордона" вокруг России от Прибалтики до Средней Азии. Есть все основания полагать, что с назначением на пост посла США в Баку, данная работа им будет продолжена. Таким образом, Азербайджан становится узловой страной конструируемого к югу от границ России энергетического коридора, а его "каспийский отрезок" - ключевым замыкающим звеном. И здесь американцам придется вступить в тяжелое противостояние не только с Россией и Ираном в каспийском регионе, но и с Китаем на газовом рынке Средней Азии.
В практической плоскости миссия посла Ричарда Морнингстара в Баку будет сконцентрирована на мерах по укреплению безопасности и увеличению пропускных объемов энерготранспортного коридора Азербайджан-Грузия-Турция и подключения его к "туркменскому источнику". Это предполагает активную политику по углублению диалога между Ашхабадом и Баку с одной стороны и жесткую фиксацию разделительных линий между Грузией и Россией, Азербайджаном и Ираном - с другой. Что касается Армении, то здесь будет продолжена политика, нацеленная на ее сближение с Турцией, что автоматически ведет к ослаблению российского регионального влияния.