Экс-премьер Литвы: Новая литовская АЭС - это финансовая авантюра
Калининградская область, 27 апреля, 2012, 12:21 — ИА Регнум. Председатель Христианской партии Гядиминас Вагнорюс, дважды в новейшей истории Литвы работавший премьер-министром (с 13 января 1991 года по 22 июля 1992 года и с 28 ноября 1996 года по 30 апреля 1999 года - прим. ИА REGNUM) выступил с публичным заявлением относительно планов правительства Литвы, связанных со строительством Висагинской атомной электростанции взамен остановленной Игналинской АЭС.
Подготовленный Вагнорюсом документ носит характерное для сегодняшней Литвы название "Висагинская АЭС - энергетическая независимость или финансовая авантюра?".
В распоряжении ИА REGNUM оказался полный текст публичного заявления лидера Христианской партии Литвы.
"Десять лет назад политики страны безответственно закрыли Игналинскую атомную стоимостью в 10 млрд. литов, на программу европейской безопасности которой были уже израсходованы огромные средства. Однако еще большей авантюрой попахивают нынешние планы правящих - за 17 млрд. литов построить "казенную" Висагинскую атомную электростанцию, которая сделает еще более дорогой электроэнергию для жителей страны.
Явное равнодушие частных инвесторов мира к проекту ВАЭС только подтверждает экспертные оценки о том, что здесь не удастся производить более дешевую, чем рыночная цена, электроэнергию. Даже коммерческие банки не склонны давать деньги, поскольку не видят в этом проекте инвестиционной отдачи. Как недавно признал министр энергетики, когда в проекте не осталось Польши и других реальных партнеров, то для литовских налогоплательщиков ситуация стала печальной. ВАЭС может обойтись нам в 12 млрд. литов. Глава правительства, заявив 19 апреля в Сейме о намерении государства брать финансы в долг, сказал, что "может быть и еще большая часть", чем 12 млрд.
Если бы на ВАЭС было бы возможным производить и продавать для этого специфического региона конкурентоспособную электроэнергию, то к этому проекту давно выстроилась бы очередь из множества частных инвесторов, которые обычно рвутся к крупным энергетическим проектам. Однако за 5 лет не нашлось ни одного частного инвестора, который усмотрел бы экономическую привлекательность новой литовской атомной станции.
Было бы отлично, если известная компания
Администрация страны пытается оправдать проект ВАЭС возросшим импортом российской электроэнергии. При этом умалчивает, что количество энергии из России достигает 70% в силу того, что слабо используется Электренайская электростанция, которая производит энергию по цене выше рыночной. Сейчас в Литве без работы простаивает "дорогая" Электренайская ЭС. Но в список "безработных", к сожалению, может попасть и требующая астрономических сумм, заведомо неконкурентоспособная ВАЭС. Разве что в нарушение правил
Если бы в 1999 году не был остановлен полноценный проект электромоста в Польшу, а в течение 10 лет не было бы проволочки с электросмычкой со Швецией, то единая энергетическая система России уже давно не диктовала бы Литве цены на электричество и условия ее поставки. Для энергетической независимости нашей страны - для получения более дешевой электроэнергии и газа - нужны электро- и газовые смычки сетей с Северной и Западной Европой, а не дорогостоящая неконкурентоспособная электростанция, которая на десятилетия отвлечет средства от стратегических энергетических объектов страны.
Энергосистемы Литвы и других стран Прибалтики нужно, наконец, отделить от российской монополии. Однако для успешной синхронизации государственных электросистем Прибалтики с континентальной Европы опять же нужны действенные смычки электросистем. Атомная электростанция с одним мощным, в 1350МВт, реактором, которой из-за рубежа потребуется огромная резервная мощность, еще больше привязала бы энергетическую систему страны к восточному монополисту. Кроме того, такая неконкурентоспособная ВАЭС укрепит политическим амбиции соседей, чтобы под боком у Литвы запустить недостаточно надежные, но зато более дешевые (и как там принято, дотируемые) российские атомные электростанции.
Разумно ли взвалить на плечи налогоплательщиков бремя огромного долга только за тем, чтобы мы могли построить электростанцию, производящую более дорогую, чем можно приобрести на рынке, электроэнергию? Использовав лишь десятую часть суммы проекта ВАЭС на оборудование котельных на биотопливе, власти страны удешевили бы жителям отопление на одну треть. Это также значительно сократило бы объемы потребления российского газа.
Экономические аргументы оппонентов инициаторы строительства ВАЭС пытаются отмести, вводя в заблуждение тем, что, дескать, этому проекту противится Россия. На самом деле Россия не чувствует никакой конкуренции. Электростанция, производящая более дорогую энергию, только поможет нынешним российским поставщикам сорвать с жителей Литвы за электричество еще большие монопольные наценки.
Мощности по производству электричества мы должны постепенно наращивать на основании экономически просчитанных проектов, не затягивать на государстве финансовую петлю, особенно в нынешний критический период.
Нынешнему правительству не следует забывать, что оно за несколько лет увеличило государственный долг с 17 до 44 млрд. литов. За короткое время оно взяло в долг в 1,5 раза больше, чем все предыдущие правительства за два десятилетия...
Не пора ли остановится? Если для неконкурентоспособной ВАЭС еще будут взяты обязательства на 12 или 15 млрд. литов (а на "казенных" объектах сметы обычно вырастают), то общее бремя долгов, взваленное нынешним правительством на страну, достигнет 40 млрд. литов. Это вытолкнет Литву за финансово-экономический предел ЕС.
Надеюсь, что руководству страны хватит ответственности, чтобы не поддаться соблазну крупных заказов с установкой "после нас - хоть потоп". К такой "экономической политике" в Литве уже прибегают руководители некоторых самоуправлений, словно богачи-шейхи строящие в долг за сотни миллионов литов заведомо убыточные гигантские спортивные или развлекательные арены.
Работая в правительстве, мне не раз доводилось пресекать попытки крупных компаний втянуть менее опытные государственные учреждения молодого государства в предварительные финансовые обязательства, которые позднее гарантировали бы желаемый государственный заказ. К сожалению, нынешнее руководство Министерства энергетики, кажется, само лезет в такие нечестные комбинации, намереваясь уже в этом году начать подготовительные работы строительства ВАЭС под договор в сотни миллионов литов, окончательное решение по которому планируется только в 2015 году.
Правительству, если оно не намерено пойти на преступление, до окончательного решения не следует взваливать на налогоплательщиков страны никакое финансовое бремя или обязательство. Если правительство стремится сейчас начать подготовительные работы, оно безотлагательно должно получить одобрение Сейма так, как этого требуют действующая Конституция и законы. Истратив без окончательного договора миллиард литов, правительство в 2015 году отняло бы у законодателей реальное право решения. Потому что не возможно будет "списать" уже сделанные огромные расходы или без новых потерь отозвать взятые на себя обязательства.
Разумеется, зарубежных партнеров и заинтересованные группы привлекают огромные прибыльные государственные заказы. Некоторые из этих интересантов привыкли возводить энергетические монстры в крупных богатых государствах и даже не представляют, что строительство ВАЭС обойдется Литве в объемах годового государственного бюджета. Такая экономическая неудача для маленького государства вызовет долголетние опасные последствия.
Строительство "казенной" ВАЭС, увы, попахивает финансовой авантюрой ХХI века. Следовало бы более ответственно оценить этот гигантский проект и уберечь себя от возможной финансовой беды".
Как уже сообщало ИА REGNUM, Литва планирует с помощью стратегического инвестора при поддержке Латвии и Эстонии построить Висагинскую АЭС к 2022 году. От проекта в Калининградской области Литва отстает примерно на 5 лет, от проекта Белорусской АЭС - на 4 года. Ядерное топливо для станции Литва будет покупать либо в Японии, либо в США. Несмотря на многочисленные заявления кабинета министров Литвы о прозрачности проекта АЭС, неизвестно, каким пакетом акций будущей литовской АЭС хотела бы владеть каждая из участвующих сторон - Латвия, Эстония и стратегический инвестор компания Hitachi. Извесно лишь, что Литва рассчитывает на 34% акций. То есть, на трех оставшихся игроков придется лишь 66%. Польша намеревалась получить минимум 30%, но не смогла рассчитывать на это количество, поэтому ушла из проекта.