"Фукусима показала, что 25 лет после Чернобыля мы провели, не прохлаждаясь, - заявил директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) РАН, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор Леонид Большов. - Мы не просто выучили уроки Чернобыля, мы нарастили наши компетенции и потенциал очень сильно. Это подтверждают следующие два факта. Сравнение показаний и в двусторонних контактах, и в МАГАТЭ показало, что мы быстрее всех разобрались и спрогнозировали, что будет и какие японцы сделают ошибки и на близкой стадии, и на отдаленной. В Вене в ходе встречи группы старших советников генерального директора МАГАТЭ, членом которой я являюсь, я заслушал доклад коллеги из Японии профессора Хишимото. Так вот, через год с лишним японцы пришли к тем же выводам, которые мы сделали в самые первые дни после аварии на АЭС "Фукусима". Тогда японцы не очень серьезно отнеслись к чужим советам, полностью исключили возможность тяжелых аварий на атомных станциях. Таким образом, они оказались к аварии не готовы и ошиблись с эвакуацией. С другой стороны, это говорит о том, что уровень российских атомщиков, которые выучили уроки Чернобыля, стал действительно высоким".

"Второй факт: мало думать, что ты самый хороший в мире, этого недостаточно, надо учитывать и свое окружение, - отметил он. - Тот факт, что мы почти удвоили портфель заказов, свидетельствует о том, что к безопасности российских атомных станций в мировом сообществе стали относиться самым серьезным образом, выбирая нас из нескольких производителей. То, что благодаря Чернобылю мы поднялись на достаточно высокий уровень по безопасности, это совершенно точно. Правило, свойственное природе человечества, срабатывает и тут - пока петух не клюнет, человек не перекрестится. Каждая крупная авария, благодаря тому, что начинается серьезная работа по изучению ее уроков и исправлению ошибок, приводит к более высокому уровню безопасности. Чернобыль в этом смысле не исключение".

"За такой период времени после Чернобыля мы пережили и стагнацию, и смену политического строя, - отметил директор Института развития НИЯУ МИФИ, профессор Николай Кузелев. - Сейчас же в атомной энергетике ренессанс. И серьезных инцидентов на территории Росси за это время не было. Можно с уверенностью сказать, что уроки мы усваиваем. Это постоянный и непрерывный процесс. Так же как и модернизация. Ведь безопасность - этот тот процесс, который всегда должен быть в центре внимания. Я был на годовом отчете ТВЭЛа. И разговор шел о том, что завоевали международное признание, обеспечили атомные станции и главное, думают о топливе как о безопасном топливе. Это еще одно подтверждение тому, что уроки мы усваиваем и стараемся сделать все, чтобы не повторить ошибки и свои, и чужие, включая ошибки персонала".

"На мой взгляд, и это мнение сложилось после общения с украинскими коллегами, с Чернобылем надо продолжать работать, - считает он. - Мы имеем объект, который серьезно не исследован. Надо работать над тем, что там и как будет развиваться дальше. Это не просто захоронение - положили и забыли. Я знаю, что эти вопросы находятся под пристальным вниманием руководства и занимают особое место в череде неотложных задач ближайшего будущего. Тем не менее, мировой рынок развивается, и мы его постепенно завоевываем. И что особенно важно - после Фукусимы мы не теряем свои позиции. Те страны, которые моментально не остановили развитие атомной отрасли, совершенно четко рассчитывают на нашу энергетику, наши реакторы и наши объекты. Это тоже результат выученного урока. Все наши стройки, блоки (как модернизированные, так и строящиеся) серьезно отработаны по вопросам безопасности. Плюс мы стараемся выполнять проекты под ключ, понимая, что мелочей в безопасности быть не может и каждая деталь играет свою роль, будь то турбины, управление или системы наблюдения. Эта возможность не ломать голову над сочетаемостью и быть уверенным в безопасности, я думаю, и привлекает к нам зарубежных партнеров".

"Разумеется, честь и хвала нашим чернобыльцам, но забывать тех, кто затем занимался сохранением и развитием атомной энергетики в России, тоже не стоит. Сегодня мы видим, что их трудовой подвиг все еще свершается", - резюмировал Кузелев.

Отношение россиян к атомной энергетике сохраняется позитивным. Согласно результатам проведенного в этом году "Левада-центром" опроса, число сторонников мирного атома вернулось к дофукусимскому уровню. На вопросы о том, нужно ли атомную энергетику активно развивать, 29% граждан ответили положительно, 37% выступили за ее сохранение на нынешнем уровне, 15% считают, что ее нужно сворачивать, и лишь 7% выступили за полный отказ от АЭС. Напомним, аналогичный опрос, проведенный в России почти год назад, сразу после аварии на АЭС "Фукусима-1", демонстрировал серьезное падение уровня доверия россиян к атомной энергетике. Тогда за ее активное развитие выступали всего 22%, за сохранение на нынешнем уровне - 30%, постепенного сворачивания хотели 27%, совершенного отказа от АЭС - 12%.